Скульптура эпохи Барокко

Барокко как стиль скульптуры 17-18 век

 

Европа 17-го века, и в частности Римско-католическая Европа, наслаждается новым художественным стилем, охватывающим архитектуру, а также живопись и скульптуру. Во многих контекстах, таких как церковные интерьеры, барокко сочетает в себе все три искусства беспрецедентным образом, чтобы создать чувство эмоционального изобилия.

Это настроение сильно отличается от величественных и зачастую суровых шедевров эпохи Возрождения. Термин «барокко» впервые используется для обозначения неодобрения. Считается, что оно происходит от португальского слова, обозначающего бесформенную жемчужину. Безусловно, неуравновешенность и избыток — это те качества, которые художники барокко проявляют и используют в своих интересах.

Римско-католический мир является естественным домом барокко, потому что его настроение так хорошо соответствует посланию Контрреформации. Протестантские реформаторы могут быть изображены карикатурно, не слишком необоснованно, как спорящие, суровые, несентиментальные, враждебные образам и недоверчивые к любому авторитету, кроме Священного Писания.

Католическая церковь, напротив, пользуется аурой многовекового авторитета и престижа, уже давно использует искусство и музыку с большим мастерством, чтобы затронуть эмоции верующих, и гораздо больше предпочитает хорошее шоу хорошему аргументу.

Следуя примеру нового собора Святого Петра в Риме, многочисленные церкви, построенные и украшенные в 17 веке, поставили барокко на службу посланию церкви. Верующих встречают ряды святых, нетерпеливо жестикулирующих в камне из ниши или линии крыши.

Внутри церкви эпохи барокко свет падает на смешанные изгибы колонн, алтарей и скульптурных групп, нарушая монолитность боковых стен и часто приводя взгляд к иллюзорному потолку, в котором ангелы и люди славы или добродетели устремляются вверх в далекие облака небес. В барокко нет ничего половинчатого (во всяком случае, до тех пор, пока небольшая потеря нервов в 18 веке не приведет к развитию, известному как рококо).

 

Юный Бернини 1618-1625гг.

 

Скульптура эпохи БароккоНи один скульптор, кроме Микеланджело с его ранней Пьетой, никогда не оказывал такого непосредственного влияния, как Джованни Лоренцо Бернини. В свои двадцать с небольшим лет он создает необыкновенную серию новаторских шедевров для одного-единственного покровителя, кардинала Сципиона Боргезе.

Два из них, в частности, открывают новые горизонты. Когда Плутон похищает Прозерпину (Персефну)(1621-22), его пальцы, погружаясь с усилием в ее внешнее бедро, превращают мрамор в мягкую плоть, как никогда раньше. В «Аполлоне и Дафне» (1622-1625) убегающая Дафна, превращающаяся на наших глазах в лавровое дерево, кажется, навсегда отрицает статический элемент в скульптуре. Новый стиль, скульптуры эпохи барокко уже нашел своего величайшего мастера.

 

Бернини и барочный Рим 17 век

 

В превращении Рима в город эпохи барокко никто не играет роли, сравнимой со скульптором и архитектором Джованни Лоренцо Бернини. С 1629 года он был назначен архитектором собора Святого Петра, создание которого придало новое величие и достоинство древнему городу. В течение следующих сорока лет он предоставляет великолепные возможности, чтобы произвести впечатление на прибывающих паломников.

Первый, завершенный в 1633 году, представляет собой огромный бронзовый балдахин, поддерживаемый четырьмя извилистыми колоннами (обильно украшенными пчелами Барберини, ибо папой в то время был Урбан VIII). Это сооружение, известное как Балдаккино, находится в самом сердце церкви — над могилой святого Петра.

Балдаккино возвышается над алтарем, у которого только папа проводит мессу. Между колоннами, с точки зрения прихожан, виден другой драматический вклад Бернини в интерьер собора Святого Петра. Это золотая картина, часть чистого театра, над алтарем в дальнем конце церкви. Его центральная часть — папский трон Святого Петра, возвышающийся среди облаков.

Скульптурные золотые лучи струятся от престола Святого Петра к небесам. В дополнительном измерении к иллюзии они соединены реальными лучами золотого света, сияющего от полуденного солнца через янтарное окно, в котором святой голубь расправляет свои крылья. Это великолепное сочетание скульптуры и архитектуры было достигнуто между 1657 и 1666 годами.

Бернини можно увидеть в еще более эмоциональном и театральном ключе в его великолепном ансамбле в Капелле Корнаро в Санта-Мария-делла-Виттория. Речь идет о мистическом экстазе Святой Терезы Авильской, последовавшем за ее собственным рассказом о том, как она была пронзена стрелой Божественной любви. Святая, в развевающихся белых мраморных одеждах, падает в обморок, когда ликующий крылатый мальчик готовится вонзить стрелу в ее сердце. Реальный свет из скрытого окна сочетается со скульптурными лучами, чтобы осветить сцену сверху.

В последнем театральном штрихе, в этом самом театральном из религиозных шедевров, скульптурные члены семьи Корнаро наблюдают за сценой из лож по обе стороны.

Часовня Корнаро была построена в 1652 году. В прошлом году Бернини открыл самый впечатляющий из многочисленных фонтанов Рима. Есть и другие его работы в городе (на площади Испании и площади Барберини), но эта на площади Навона превосходит их все.

Дизайн фонтана Четырех рек принадлежит Бернини, но большая часть резьбы — включая фигуры четырех речных богов — сделана другими по его подготовительным моделям. От потрясения его центральной концепции (тяжелый обелиск на вершине полой скалы) до его живых и часто удивительных деталей, это достойный светский аналог христианского вклада Бернини в формирование барочного Рима.

 

Портретный бюст 17-18 век

 

В дополнение к своим многочисленным другим талантам, Бернини является мастером портретного бюста. Он изображает своих натурщиков в новой непринужденности, позволяющей уловить мимолетный момент, когда характерный взгляд или выражение лица раскрывают реального человека.

Это видно как в бюсте толстого сановника (например, его покровителя кардинала Сципиона Боргезе), так и в восхитительно свежем взгляде на мрамор любовницы Бернини Констанцы Буонарелли. В 1665 году, во время визита во Францию, Бернини лепит молодого Людовика XIV. Ему удается заставить даже Короля-Солнце, само воплощение помпезности, выглядеть человечным и почти забавным.

Современник Бернини, Алессандро Альгарди, не уступает ему в том, что касается живой плоти в пределах холодного мрамора, хотя Альгарди склонен обременять своих натурщиков грузом достоинства, а не более озорным качеством, часто встречающимся в них Бернини. Между ними эти два скульптора делают Италию бесспорным домом портретного бюста в 17 веке.

Но в следующем столетии именно Франция производит величайших мастеров в этом трудном ремесле.

Луи Франсуа Рубильяк, родившийся в Лионе примерно в 1705 году, становится одним из нескольких иностранных скульпторов, делающих свою карьеру в Англии. Его первое важное поручение очень эффектно демонстрирует его свежий подход к портретной скульптуре. Его мраморная статуя Генделя, открытая в Воксхолл-Гарденз в 1738 году, изображает композитора в ночном колпаке и тапочках, импровизирующего на лире, в то время как пухлый младенец у его ног записывает ноты.

Величайший французский мастер портретного бюста Жан-Антуан Гудон на поколение моложе Рубильяка. С 1770-х годов многие из самых известных лиц в Европе лепятся из глины в парижской мастерской Гудона. Часто именно благодаря его взгляду на них они теперь известны миру (Вольтер — яркий тому пример).

В 1785 году Гудона приглашают в Америку, чтобы он изваял статую Джорджа Вашингтона. Он пересекает Атлантику вместе с Бенджамином Франклином, который уже несколько лет находится в Париже в качестве дипломата для новых независимых американских государств.

Во время визита Гудона Вашингтон удалился в свое загородное поместье, выиграв войну против Британии. Гудон лепит его в образе похожего римского Героя Цинцинната, который покидает свою ферму, чтобы спасти Римскую республику от военной катастрофы, а затем возвращается к частной жизни. Мраморная статуя (ныне в Капитолии штата Виргиния, в Ричмонде) закончена к 1788 году — за год до того, как Вашингтон вновь призван из отставки, чтобы стать первым президентом новой страны.

Исторический Журнал