Китайское искусство живописи 9 – 13 вв.

живопись в Китае эпохи Сун

Буддийские знамена и свитки на шелке с 9 века

 

Пещера, обнаруженная в 1899 году в Дуньхуане, содержит множество буддийских рисунков на шелке. Более крупные из них (в основном изображающие сидящего в раю Будду с сопутствующими фигурами) предназначены для вывешивания на столбах в особых случаях. Некоторые из них достигают почти двух метров в высоту и более одного метра в ширину.

Более узкие вертикальные изображения драматически изображенных фигур из буддийской мифологии предназначены в качестве знамен. Они должны быть пронесены в процессии с прикрепленными шелковыми лентами. Роспись по шелку остается центральной темой китайского искусства живописи. Но это яркое публичное использование образов, характерное для буддизма, впоследствии уступает место более сдержанному и частному искусству конфуцианцев.

 

Китайское искусство во времена династии Сун

 

В эпоху расцвета классической китайской культуры цивилизованный человек, то есть конфуцианский чиновник, должен быть специалистом в трех различных областях искусства. Когда он садится перед свежим листом бумаги и обмакивает кисть в чернила (растертые из куска краски слугой), никто не может быть уверен, собирается ли он написать импровизированное стихотворение, нарисовать быстрый оттиск романтического пейзажа или изобразить какую-нибудь традиционную фразу изящными китайскими иероглифами.

Эти три навыка, выраженные в красоте мазков кисти, тесно связаны между собой. «Беззвучное стихотворение» — это традиционный китайский термин для изображения. И типичное стихотворение мастера песни Оуян Сю звучит как картина.

Поэзия и живопись в Китае Сун (960-1279) — это в основном общественная деятельность, как в создании, так и в оценке произведения. В праздничный день, когда вино льется рекой, конфуцианцы соревнуются друг с другом в письме или живописи. В более трезвом ключе, среди знатоков, коллекционер принесет свитки из своих коробок и развернет их, чтобы полюбоваться и обсудить.

Прошлое Китая также теперь является темой для ученых, в стиле, который впервые ввел Оуян Сю (и повторившейся столетия спустя в Италии в эпоху Возрождения). Оуян Сю карабкается «по ненадежным утесам и недоступным ущельям, в диких лесах и заброшенных гробницах», чтобы сделать рисунки, которые он публикует, примерно в 1000 портфолио, как свою «Коллекцию древних надписей».

Неизбежно большая часть живописи, выполненной восторженными любителями, скучна и условна. Это особенно верно в период правления императора Хуэй Цзуна. Сам талантливый живописец, тщательно выверенного вида, он основывает официальную академию живописи.

Те, кто хочет добиться успеха при дворе, вряд ли не согласятся с императором в вопросах художественного стиля. Другие, выбравшись из системы, попадают под влияние Чань или дзэн-буддизма с его акцентом на свободу самовыражения. Художники Чань династии Сун, используя несколько быстрых мазков кисти, чтобы запечатлеть мимолетный визуальный момент, создают одну из самых блестящих интерлюдий в истории китайского искусства.

Исторический Журнал
Добавить комментарий