Греция Османская империя

разрушение Парфенона

Турки на Балканах 14-15 век

 

Продвижение турок-османов на Балканы начинается с захвата ими Галлиполи в 1354 г. К 1389 году они контролируют Сербию, а к 1393 — Болгарию. Греция, очевидно, их следующая добыча. Но отсрочка обеспечена прибытием Тимура в Анатолию в 1402 году.

С 1453 года с падением Константинополя до революции 1821 года Греция в Османской империи. Турки контролируют весь Ближний Восток и Балканы вплоть до ворот Вены.

Турки вскоре возвращаются на Балканы, и задача защиты Центральной Европы от них ложится главным образом на венгров. Один венгерский воин, Янош Хуньяди, берет на себя инициативу.

Hunyady_JánosПобеда Яноша Хуньяди под Белградом в 1456 году подводит черту, за которой в течение следующих нескольких десятилетий турки не будут продвигаться на Запад. Но конфронтация также приводит к тому, что они получают практически полную свободу действий к востоку от этой линии.

Константинополь, столь же неприступный, как и прежде, теперь надежно превращен в Стамбул. С этой стратегической базы туркам легко решить незаконченные дела в регионе между Эгейским морем и Венгрией. Греция оккупирована османской империей в 1458-60 гг., Босния в 1463-64 гг. Балканы в течение следующих полутора столетий получают передышку только тогда, когда турки оккупируют их восточную границу.

 

Особенности османской оккупации

 

Османы — это одно из племен турок-сельджуков, из Центральной Азии, появившееся в районе Анатолии в 11 веке. После периода монгольского владычества они завоевывали все больше и больше земель вплоть до XV века, нападая на Византийскую империю со всех сторон.

С венецианцами на Западе и турками на востоке, греки зажаты между двумя крупными державами, обе берут то, что хотят. К сожалению, эти сражения происходят на греческой земле. Хотя подчинение любой власти — горькая пилюля, которую нужно проглотить, османы предпочтительнее венецианцев. Пока платятся высокие налоги, они позволяют своим подданным жить своей жизнью. Но венецианцы обращаются со своими подданными как с бесправными рабами.

С 1520 по 1566 год Османская империя расширяется при султане Сулеймане Великолепном. В Греции монастыри становятся центрами обучения, и многие интеллектуалы бегут туда. Во время правления Сулеймана в 16 -17-м веке византийские потомки греков, имели огромные привилегии при турках. Если они и платили дополнительные налоги, то только потому, что не служили в армии. Что еще важнее, со времен Мехмеда II греческое духовенство имело огромные льготы и получало их от Османского государства. Патриарх был буквально главой всех православных христиан и занимал положение, подобное положению визиря. Его авторитет был весьма высоким, и епископы (впервые) финансировались из имперских источников, поскольку они выступали в качестве лидеров христианских граждан Империи и несли ответственность за их поведение.

Греки были введены во все патриархаты — Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский.  Арабы не допускались в высшее духовенство, мальчиков забирали из греческих деревень и отправляли на обучение, чтобы в конечном итоге те стали священнослужителями. Это был настоящий греческий колониализм.

Когда Османская империя пала, гражданская власть над этими патриархатами сместилась. В конечном счете, она была поделена между Сирией (над Антиохией), Иорданией (над Иерусалимом) и Египтом (над Александрией). Сам факт того, что нынешнее греческое правительство (как это было при хунте) берет на себя какое-то право над этими Патриархатами, представляет интерес и фактически не основывается на историческом приоритете.

До революции 1821 года такого явления, как «Греция» в политическом смысле, вообще не существовало. По этой причине также неверно говорить, что Греция как государство было оккупирована турками в течение 400 лет. Мы используем название Греция для обозначения географической области, в которой развивались и воевали древние города-государства (которые, в конце концов, были независимыми странами).  В римские времена это была провинция, как и во времена Османской империи. Но когда мы говорим о «Греции» до 1829 года, мы фактически говорим о географической территории, а не о государстве, поскольку оно никогда не было таковым.

В 1492 году, когда Фердинанд и Изабелла провозгласили эдикт об изгнании испанских евреев. Султан Баязид II провозгласил, что евреи из Испании будут желанными гостями в Османской империи. Более 20 000 сефардских или иберийских евреев прибывают в Салоники в том же году.

 

Греция под османской империей 16-17 век

 

Османы начинают набирать христианских мальчиков из завоеванных территорий, таких как Греция, чтобы служить в корпусе янычар. Эти новобранцы проходят военную подготовку и знакомятся с исламом, а также защищают жизнь Султана. Некоторые из новобранцев могут подняться и в Османскую администрацию, даже на должность великого визиря. Янычары становятся одной из самых мощных вооруженных сил в мире. Однако их частые бунты и отказ разрешить какую-либо военную реформу в поздний Османский период в конечном итоге привели к их падению. Когда им не удается подавить греческое восстание в 1820 году и снова в 1826 году, султан Махмуд II распускает корпус.

На остров Родос рыцари Святого Иоанна, переселяются после изгнания из Святой Земли в 1306 году, они наносили удары по туркам из их города-крепости. После окончательной осады Родос пал в 1522 году, и рыцари отправляются на Мальту. В 1571 г. контролируемый венецианцами Кипр переходит к туркам, как и Крит в 1669 г. после двадцатилетней осады.

Когда Османская атака на Вену потерпела неудачу в 1683 году, объединенные силы христианства под руководством Австрии и Венеции захватывают Пелопоннес и нападают на Афины. 26 сентября 1688 года венецианские войска под командованием адмирала Морозини обстреливают Акрополь. Турки, укрывшиеся на Акрополе, использовали Парфенон, который до тех пор был совершенно цел, для хранения боеприпасов (а также своих женщин и детей). Они полагают, что венецианцы никогда не станут бомбардировать такой исторический памятник. К сожалению, они ошибаются.

Некоторые исторические книги утверждают, что случайные снаряды разрушили Парфенон. На самом деле венецианцы были предупреждены о том, что здание используется в качестве склада боеприпасов, и направили на него свои пушки. Когда снаряды попадают в Парфенон, символ классического эллинского общества, демократии и культуры разрушается. Взрыв такой силы, что даже венецианцы на холме Филопаппа осыпаются обломками, а турецкие дома на Акрополе разрушаются. Более 300 мужчин, женщин и детей погибли, и турки сдали город.

Морозини и его войска занимают Акрополь в течение нескольких месяцев, но покидают город, забирая с собой большую часть населения, что делает всю осаду и разрушение древнего храма совершенно бессмысленными. Большая часть афинян отправляется на Пелопонесс, и Афины пустуют несколько лет, пока турецкое предложение об амнистии и трехлетнем освобождении от налогов не убеждает поток беженцев вернуться и вновь заселить древний город.

 

Жизнь региона в 18 веке

 

Афины конца 1700-х годов управляются Хаджи Али Хасеки, вероятно, худшим правителем. Он облагает жителей большими налогами, чтобы вернуть свои деньги. Так же разрушает многие древние храмы и разграбляет церкви и здания в поисках материала для строительства защитной стены вокруг города.  Афиняне используются в качестве строителей, затем Али Хасеки взимает с них плату за ее строительство. Он конфискует для себя любую собственность, какую захочет, и бросает в тюрьму сотни подданных.  Вскоре о его бесчинствах узнали в столице, и он был обезглавлен. Его голова была доставлена обратно в Константинополь и показана как предупреждение о том, что происходит с теми, кто злоупотребляет властью в Османской империи.

Другой яркой личностью того периода является Али-паша, албанский тиран, который в 1787 г. правил Эпиром из города Янина. Его мечтой было отделиться от Османской империи и создать собственное независимое государство в Эпире при содействии Наполеона. Но в 1798 г. он заключает союз с англичанами. Ему дают поддержку англичане, которые видят в Али-паше занозу в боку Османов. Даже Лорд Байрон посещает его, как описано в его поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда», называя Али-Пашу щедрым и культурным человеком и «мусульманским Бонапартом». Османы тоже находят его полезным, но когда он отдает приказ убить своего противника в Константинополе, Султан Махмуд II посылает войска, чтобы свергнуть его.

20 000 турецких солдат отвлекаются от борьбы с мятежными греками в Пелопонессе, в конце концов, вынуждая Али-Пашу сдаться после того, как он согласился помиловать его. Ожидая в Пантелеимоновом монастыре зачитывания помилования, он был казнен, его голова была выставлена на 3 дня в Янине, а затем отправлена в Константинополь. Его тело погребено в Янине, голова в Константинополе. Хотя он был тираном, но так же, был и умным лидером и сыграл важную роль в независимости Греции от османов, вступив в бой с турецкими войсками, когда они, сражались с греками.

 

Начало европейской культурной экспансии

 

Мраморы ЭлгинаС 18 века появляется первая волна «туристов», которые открывают древние памятники и сокровища эллинов. Афины полны памятников классического искусства и архитектуры, и турки и греки начинают отламывать куски Парфенона и продавать их. В это время многие из этих ранних путешественников возвращаются с рассказами о славе Древней Греции и фрагментами древнегреческой истории.

Один из ценителей древности посол — лорд Элгин, возвращается с настоящими памятниками и статуями. Это мрамор Парфенона или то, что известно как «Мраморы Элгина». Что в свою очередь возбуждает страсть ко всему греческому. Для интеллектуалов Европы и Великобритании, древние греки подобны богам, их искусство и мышление находятся на таком уровне, который современный человек может только надеяться когда-нибудь достичь. Именно это восхищение Грецией европейцами должно стать самым важным союзником в их борьбе за независимость от турок.

Исторический Журнал
Добавить комментарий