Архаическая эпоха древней Греции

Древнегреческая колонизация

Греческие колонии в архаическую эпоху

 

Важный период в истории западной цивилизации длившийся с VIII век до н. э.— начало V века до н. э. нам известен как архаическая эпоха древней Греции. В свою очередь она делится на Раннюю архаику — начало VIII века до н. э. — 570-е годы до н. э.; Зрелую архаику — 570—525 годы до н. э.; Позднюю архаику — 525—490 годы до н. э.

Этот период характеризуется началом массовой колонизации, появлением греческой идентичности, политических институтов и многого другого.

Одна из нескольких колоний, основанных Коринфом в 8 веке до нашей эры, — Сиракузы на Сицилии. В следующем столетии Византия, самая историческая из всех греческих колоний, основана соседом Коринфа, дорийским государством Мегара.

Но наиболее энергичными колонистами в архаическую эпоху древней Греции являются ионийцы, плывущие как из материковой части страны, так и из Малой Азии. Поселенцы из Халкиды и Эретрии являются первыми греками на Сицилии (на Наксосе) и в материковой части Италии (Кума и Неаполь). Греки из Фокеи в Малой Азии основали колонию на побережье Франции в Марселе примерно к 600 г. до н.э.

 

Угрозы с востока 7-6 век до н.э.

 

Берега Черного моря, богатого и плодородного региона недалеко от Эгейского моря, являются ранним центром греческого поселения. Милет, главная морская держава Малой Азии, основывает около шестидесяти городов на Геллеспонте, Мраморном и Черном море.

Импульс к созданию греческих колоний отчасти обусловлен стремлением к торговле, а также давлением населения. Как в Греции, так и в Малой Азии самый простой способ расширения от прибрежных долин — это морское движение за пределы. В Малой Азии с 7-го века крупная и агрессивная соседка Лидия дает дополнительную причину беспокойства.

 

Греческая идентичность с 8 века до н. э.

 

Персидское поражение Ионии происходит в то время, когда очертания классической Греции проступают из тумана предыстории.

Греки все больше осознают себя как особую группу людей, связанных общим языком, который отличает их от варваров (говорящих на непонятном им языке и были чуждых их культуре).

Связь между всеми греками, где бы они ни находились, была усилена в VIII веке развитием греческого алфавита. Письменность усиливает осознание греческой идентичности — например, через гомеровские эпосы, которые положили начало великой традиции греческой литературы.

Храм Аполлона Дельфы реконстпукцияРелигия — это тоже связь. Греческие общины имеют местных богов, но есть центральный пантеон, который разделяют все. Две святыни Аполлону, в частности, приносят почитателей издалека. Один находится на острове Делос (считается центральным островом Эгейского моря), а другой в Дельфах, он идет выше по статусу. Считается, что это центр мира, камень, называемый омфал (Пуп земли).

Тот же самый дух единения, по существу греческого собрания, выражается в спортивных состязаниях, проводимых каждые четыре года в Олимпии. Эта способность отождествлять себя друг с другом, в союзе против варваров, позволяет грекам одержать победу, несмотря ни на что, когда им угрожает мощь Персии в V веке до н. э.

Но есть и другая сторона медали. На Олимпийских играх ожесточенно соревнуются спортсмены, представляющие свой собственный город или область. Это лежащее в основе соперничество способствует в V веке греческому провалу столь же значительному, как и успеху против персов. Внутренняя вражда, известная как Пелопоннесская война, наносит серьезный ущерб всей Греции.

Все греки отождествляют себя, прежде всего, с местом, гражданином которого они являются. Это место — их полис, греческое слово с несколькими значениями: город как место; город и поддерживающая его сельская местность как политическая единица (слово «политический» происходит от polis); и город как совокупность граждан.

С помощью этих сложных ассоциаций полис обычно переводится как «город-государство».

 

Правительство и город-государство в архаический период Греции

 

Гражданство, имеющее первостепенное значение в греческой жизни, ограничено небольшой долей людей, живущих в городе-государстве. Ни женщины, ни дети не могут быть гражданами. Как и рабы, которые составляют большую часть рабочей силы по всей Греции.

Граждане — это свободные взрослые мужчины. Они проявляют страстный интерес к делам своего полиса, эффективно изобретая искусство политики, когда они яростно спорят о достоинствах трех соперничающих форм правления. Одна крайность — это правление одного всемогущего тирана, затем есть середина-олигархия, или правление немногих, и, наконец, радикальное решение — демократия, при которой власть разделяется всеми гражданами.

Традиция, из которой развивается классическая Греция, является гомеровской традицией феодального общества, где каждая область управляется королем или принцем, поддержанным аристократией знати. В темные века Греции это часто вырождается в беззаконный мир соперничающих кланов, вожди которых борются друг с другом за землю и власть.

К VII веку стабильность возвращается в большую часть Греции, а вместе с ней и процветание. Новый класс приобретает богатство и военную силу – преимущественно гоплитов, которые являются опорой любой греческой армии. Этот новый класс, нетерпимый к старой аристократии и готовый к власти.

Частым событием в греческих полисах VII и VI веков является захват власти отдельными представителями этого класса. Эти люди восстают на недовольстве себе подобных. Но они правят с такой же, абсолютной личной властью, как и цари, которых заменяют.

Греческое слово, обозначающее такого человека, пришедшего к власти в результате военного переворота, тиран. Оно еще не приобрело своего позднего жестокого и деспотического оттенка. Тираны многих греческих городов-государств совершенствуют методы правления. Но в целом им не удается установить династии. Их авторитет умирает вместе с ними.

Исторический Журнал
Добавить комментарий