История демократии

История демократии

Возникновение и развитие античной демократии

 

Конкурирующие системы

 

История развития демократии довольно запутана и терниста. Сколько людей имеют власть в обществе и как они ее осуществляют — вечные темы политических дебатов.

В одной крайности правит один человек. Такая система обычно называется монархией (по-гречески «правление одного»), когда положение может быть унаследовано в семье. Вероятно, ему будут даны такие названия, как тирания (из примеров в греческой истории) или диктатура (из Рима), когда власть захватывается, или предоставляется отдельному члену общества.

Другая крайность — демократия (по-гречески «власть народа»), в которой теоретически каждый взрослый может влиять на групповые решения. Такой эгалитарный подход знаком антропологам, изучающим обычаи небольших племенных групп, но он был редкостью в более развитых обществах.

Между двумя крайностями находится олигархия (по-гречески «правление немногих»). В некотором смысле все ранние столкновения между олигархией и демократией — это спор о том, сколько из них включить в число немногих, причем демократы настаивают на более высокой цифре, чем могут принять олигархи. Даже в Афинах, где начинается изощренная демократия, голосовать может лишь небольшая часть населения.

 

Афинская демократия 5 век до н. э.

 

СолонВ 5 веке до н. э. Афины стали пионерами эксперимента в области прямой демократии, в отличие от представительной системы современных обществ. Этот политический строй скопирован современниками. Ее греческими союзниками и колониями, но редко предпринималось где-либо еще с тех пор (Швейцария в 13-м веке — один из примеров).

Возникновение и развитие античной демократии такого рода имеет две предпосылки. Сообщество должно быть достаточно небольшим, чтобы граждане могли присутствовать на дебатах и голосовать по вопросам. И его экономика должна дать этим гражданам достаточно свободного времени, чтобы заниматься политикой. В древнем мире это означает, что большую часть работы должны выполнять рабы. Оба обстоятельства преобладают в Афинах.

Граждане-демократы Афин — это мужчины старше восемнадцати лет, которые являются сыновьями от Афинского отца (после 451 года до н. э. мать также должна быть Афинянкой). Во всей Аттике их насчитывается не более 50 000. В дополнение к этим гражданам население включает около 25 000 метеков (metoikoi, или иностранцев, торгующих в Афинах, поскольку это крупный торговый центр), а также свободных женщин и детей и, возможно, 100 000 рабов. Это дает в общей сложности около 300 000 человек. Таким образом, голосующие граждане составляют не более 20% населения.

Демократия достигается в несколько этапов, посредством реформ, связанных с Солоном в 594 году, с десятью племенами Клисфена в 508 году и с Периклом в 462 году.

 

Народная армия 6-й-5-й век до нашей эры

 

Движение к «власти народа» отражает и другие изменения в обществе. В доисторический период по всей Греции аристократические семьи обеспечивали основную боевую силу, такую как кавалерия.

В 7 веке греческие города-государства развивают новую военную концепцию тяжеловооруженного пехотинца-гоплита. Безжалостная фаланга гоплитов становится столь же эффективной на поле боя, как танк в наше время. Эти солдаты предоставляют свое собственное оружие и броню, что довольно дорого. Некоторые греческие олигархии, в том числе Афинская в VI веке, отражают власть среднего класса граждан.

Более бедные граждане греческого государства, не способные позволить себе доспехи, могут играть свою роль в армии только в качестве легкой пехоты. Полезной в мелкой стычке, но относительно неважной на полях сражений того времени.

Стратегическое изменение направления Афинами в начале 5-го века дает бедным гражданам новую власть. Военные усилия направлены на создание афинского флота. Триремы, быстрые военные корабли того времени, нуждаются в гребцах. Внезапно у каждого гражданина появляется своя роль, и экипажи военных кораблей обладают очевидной политической силой. Более радикальная позиция в истории развития демократии, введенная Периклом в 462 году, является почти, неизбежным результатом.

 

Механизм афинской демократии 5 век до н. э.

 

История демократииСистема, которая появляется в середине 5-го века, вовлекает граждан в управление полисом.

Каждый из них имеет право голоса на самом высоком форуме страны, в экклесии или ассамблее. Она собирается четыре раза в месяц на Пниксе, плоском холме в Афинах. В крупных мероприятиях, требующих решения важных вопросов, принимают участие до 5000 граждан. Не всегда легко собрать большую толпу. Скифские рабы (служащие в качестве государственной полиции) часто появляются в начале каждого собрания, и приводили праздношатающихся. Примерно в 400 г. до н. э. введена оплата за посещение заседаний, чтобы компенсировать потерю рабочего времени.

Любой гражданин может ответить на вопрос глашатая: «кто желает говорить?», но обращаться к такой большой толпе на открытом пространстве трудно. Большая часть дебатов ведется с постоянными участниками — фактически ведущими политиками, которые известны как риторы (ораторы).

Ежедневные дела решаются другим органом из 500 членов, называемым Буле или советом. Здесь принцип дилетантизма установлен более прочно, ибо члены выбираются по жребию. Пятьдесят отбираются на уровне деревень каждым из десяти племен, составляющих афинское общество. (Реформы Клисфена в 508 году ввели эти произвольные племенные разделения, чтобы разделить демократическую власть).

Принцип отбора по жребию осуществляется еще дальше в Совете 500. Каждый член Совета служит в течение месяца в качестве одного из 50 представителей, которые управляют повседневной администрацией города. (В Афинском году десять месяцев, поэтому каждый член совета имеет один месячный срок полномочий). Кроме того, председатель Буле меняется каждый день, снова выбирается по жребию из 50 представителей. Таким образом, почти каждый член совета фактически является главой государства в течение одного дня в году.

 

Генералы и казначеи

 

Эффективные лидеры Афин, из-за их ответственности за войну (почти постоянно ведущиеся), являются десятью стратегами или генералами. По одному из десяти племен, избираемых каждый год, где каждый гражданин имеет право голоса (см. десять племен Клисфена). Доминирующее положение Перикла в Афинах середины V века нашло отражение в его избрании, год за годом, в качестве ведущего стратега.

Единственные другие должностные лица, которые должны быть избраны, а не выбраны по жребию, — это казначеи. Они отвечают за государственные счета, что еще раз свидетельствует о том, что афинские граждане признают области, в которых важен опыт.

 

Афинская администрация

 

Функции, связанные с современной государственной службой, выполняются в Афинах гражданами, выбранными случайным образом по жребию. Такие задачи варьируются от надзора за рынками и проверки Весов и мер до ведения протоколов заседаний совета или поездок за границу по дипломатическим делам. Все такие должности занимаются в течение года.

Даже в юриспруденции, важной сфере ответственности каждого гражданина, нет специалистов. Присяжные выбираются по жребию, а вторая лотерея назначает каждого человека на конкретный случай. Перикл вводит плату за службу присяжных, чтобы ни один гражданин не был обделен. Без профессиональных судей и адвокатов, с огромным количеством присяжных, афинский суд — это грубое правосудие.

 

Остракизм

 

ОстракизмНаиболее ярким примером прямой демократии в Афинах V века является система остракизма, применявшаяся примерно с 487 по 417 год. Любой подвергнутый остракизму должен быть отправлен в изгнание на десять лет. При этом не причиняется никакого вреда его семье, его имуществу или последующим правам. Задуманный как способ избавить город от могущественной, но непопулярной фигуры, он слишком легко может быть использован как политическая вендетта. Нет никакого обвинения, чтобы ответить, и нет никакого возмещения.

На массовом собрании, созванном специально для решения вопроса об остракизме, каждый гражданин пишет одно имя на разбитом черепке керамики (остракон). Любой человек, имеющий более чем определенное количество осколков (по-разному интерпретируемых как 6000 или большинство из 6000 избирателей), удаляется из общественной жизни.

 

Конец эксперимента 322 г. до н. э.

 

Демократия переживает поражение Афин в Пелопоннесской войне, в 404 году до н. э., только чтобы прийти к внезапному концу столетие спустя. После смерти Александра Македонского афиняне присоединились к другим греческим государствам в неудачном восстании против македонского правления. Македонцы отомстили в 322 году, разместив гарнизон в Аттике. Навязывается олигархия.

Среди современных стран, где демократия является привилегированной системой, Афинский эксперимент, в конечном счете, приобретает священный статус. Но пройдет более 2000 лет после расцвета Афин, прежде чем кто-либо снова одобрит опасную идею предоставления реальной власти народу.