История демократии с 3 века до н.э. до Нового времени

средневековый парламент

Элементы демократии с 3-го века до нашей эры

 

В различных обществах, во время длительного разрыва между Афинской и современной демократией, люди приобретают некоторые элементы демократической власти, не достигая окончательного контроля, подразумеваемого в избирательных правах.

Римская республика является хорошим примером. В начале V века римские граждане с помощью программы пассивного неповиновения завоевывают право избирать своих собственных должностных лиц-трибунов. Спустя два столетия, в 287 году до н. э., решения Народного собрания формально получили статус закона. Но в этом олигархическом обществе голоса народа в основном важны как выражение власти его избранных трибунов, которые сами становятся ключевыми фигурами в олигархии.

Голоса римского народа, или плебса, регистрируются не индивидуально, а как решение племени. Каждый римский гражданин является членом племени. К 3-му веку до н. э. число племен растет до тридцати пяти, поскольку все больше добавляется к городскому населению новых граждан.

Когда созывается собрание, на нем может присутствовать любой гражданин. Площадь собрания разделена веревками на секции для каждого племени, и от каждой секции к помосту председательствующего судьи ведет дорожка. У племен есть свои собственные чиновники, чтобы подсчитать голоса.

До 139 г. до н. э. граждане голосовали устно, давая свой ответ чиновнику. После этого они помечают табличку и помещают ее в урну, образуя тайное голосование. После подсчета голосов каждого племени результат выносится на рассмотрение магистрата в виде единого голоса.

Это начало такой системы голосования, которая необходима в любой демократии, большей, чем древнегреческий город. (Подобные методы в настоящее время используются для выборов во многих представительных демократиях). Но переход от республики к империи, в 1 веке до н. э., временно останавливает такую систему. Римские граждане впоследствии умиротворяются хлебом и зрелищами, а не свободами.

 

Скандинавский тинг с 8-го века

 

Христианская империя, начиная с 4-го века нашей эры, заинтересована не более во мнениях народа, чем Римская империя. И когда германские племена с севера узурпируют Западную империю, их воинские традиции делают акцент больше на герое, чем на простом человеке.

Но на Крайнем Севере, в Скандинавии, есть интересный пример своеобразной демократии, более распространенной среди очень маленьких и примитивных общин. Это происходит в тинге.

Тинг — это собрание всех свободных людей из общин. Функция этих демократических собраний ограничена, поскольку они носят скорее законодательный, чем политический характер. Свободные люди собираются либо для того, чтобы утвердить, либо для того, чтобы изменить существующее положение племенного закона, которое им разъясняют знатоки этого дела.

В дограмотном обществе это в некотором смысле общая памятная записка, но она также позволяет группе оценить свою собственную реакцию на любую новую ситуацию. Древняя традиция корня слова «тинг» находит свое отражение и сегодня в названиях парламентов Исландии (Альтинг), Норвегии (Стортинг) и Дании (Фолькетинг).

 

Коммуна в Италии 11-го — 13-го века

 

В период с 11 по 13 век наблюдается устойчивый рост благосостояния в городах Европы. Одним из первых процветающих регионов является Северная Италия — на торговом пути между Восточным Средиземноморьем и Северной Европой. Товары отгружаются в Венеции для путешествия через перевалы Альп, на север в Австрию и Германию или на запад через Милан во Францию.

И все же Северная Италия политически небезопасна, разделенная между соперничающими притязаниями имперской Германии на севере и папскими государствами на юге. Процветающие, но находящиеся под угрозой, города стремятся к большему контролю над своей собственной судьбой. В результате сложилась форма правления, известная историкам как средневековая коммуна.

Примерно между 1080 и 1140 годами многие города северной Италии (среди них Пиза, Сиена, Флоренция, Болонья, Милан и Генуя) приобретают муниципальные советы. В которых избранные советники называют себя консулами — в дань республиканского прошлого Италии.

Поскольку эти республиканские образования растут в богатстве и утверждают контроль над большими участками окружающей сельской местности, они становятся фактически независимыми. Формально они признают либо папу, либо императора феодальным сюзереном. Неспособные сдерживать эти неоперившиеся города-государства, папы и императоры часто санкционируют их новую форму правления и тем самым придают ей легитимность.

В первые годы существования этих итальянских коммун каждый гражданин мужского пола мог участвовать в собрании, известном как Аренго. Но этот проблеск демократии вскоре гаснет в пользу олигархии. Соображения эффективности совпадают с интересами дворянства и богатых купцов города. Избирательная власть в общинах все больше ограничивается членами нескольких семей.

Этот процесс, в свою очередь, приводит к тому, что власть в каждом городе оказывается в руках одного человека. Знатные семьи постоянно враждуют внутри коммун, точно так же, как эти организации регулярно воюют друг с другом. Практическое решение — это мощный исполнительный директор.

В течение последних трех десятилетий 12-го века почти все североитальянские коммуны назначают мэра или podestà (кто-то с potestà, «властью»), чтобы управлять делами города. Podestà — это обычно дворянин из другого района, который прибывает со своим собственным административным персоналом. Он назначается на определенный срок, редко более чем на год.

Но как только появляется механизм индивидуального правления, более постоянный и даже, возможно, наследственный правитель становится вероятным вариантом. Во второй половине 13-го века podestá уступает место синьору.

Маттео ВисконтиВ общине за общиной, начиная с конца 13-го века, местные олигархи принимают могущественного лидера в качестве своего синьора и впоследствии позволяют этому посту оставаться с семьей. Ранний пример — миланский Висконти. Маттео Висконти является синьором с 1287 по 1322 год, и этот пост объявлен наследственным в 1349 году. Флоренция остается формально Республиканской коммуной еще очень долго. Медичи становятся наследственными герцогами только в 1532 году.

Таким образом, почти демократия ранних итальянских коммун постепенно возвращается к княжескому правлению. Единственное исключение — самая ранняя коммуна из всех. Самосохраняющаяся олигархия Венеции — это утонченная система, которая сохраняет власть в руках местных вельмож вплоть до XVIII века.

 

Коммуны в других местах 12-13 век

 

Во многих частях Европы следуют итальянскому примеру городских коммун, хотя и примерно столетие спустя. Существует множество причин, по которым возникают эти общины.

Одна из них, необходимость для средневековых правителей уравновешивать растущую власть своих собственных баронов. Развивающиеся города часто не ладят со своими феодальными хозяевами. В этом смысле у них с правителем общее дело. Если на город можно положиться в обмен на королевскую хартию, гарантирующую определенную степень самоуправления, король или герцог, скорее всего, сочтут эту сделку хорошей.

Вторая причина развития коммун — колонизация. Вновь основанные города в пограничных областях иногда начинают жизнь с хартий и привилегий, уже предоставленных им правителем. Это особенно верно на восточных границах Германии, где поселенцы необходимы для удержания территории, отвоеванной у славян. И в Испании, где существует аналогичное требование в ранее мусульманских областях.

Но импульс, стоящий за самыми могущественными коммунами, исходит от процветания купцов и гильдий. Такие общины, как коммуны Северной Италии, часто находятся в центре европейской торговой сети. Главными примерами являются Барселона, Любек и города Фландрии.

Появление коммун в богатых фламандских городах — таких как Гент, Брюгге, Аррас или Ипр — происходит постепенно. Со времен Франкской империи эти города имели своих собственных магистратов или эшевенов. (Обычно двенадцать или тринадцать в численной традиции, происходящей от миссионеров в этом регионе). С ростом благосостояния магистраты приобретают определенную независимость.

Первый важный шаг — это право быть назначенным бюргерами города, а не феодальным сюзереном, графом Фландрии. Последующее развитие событий заключается в том, чтобы роль магистрата была сокращена с пожизненного назначения до ежегодного периода полномочий.

Это важное изменение, создающее муниципальный совет, достигнуто крупными фламандскими городами приблизительно между 1190 и 1240 годами. Как и в итальянских коммунах, система правления скорее олигархическая, чем демократическая. Власть, как правило, находится в руках относительно небольшого числа семей.

Но фламандские коммуны остаются муниципальными, озабоченными регулированием совместного коммерческого предприятия. А не установлением контроля над более широкой сельской территорией. В результате, в течение 14-го века, ремесленники во многих местах приобретают меру власти. В Генте после 1369 года три отдельные группы избирают тринадцать магистратов. Торговцы выбирают троих, ткачи и фуллеры — пятерых, мелкие ремесленники — пятерых.

 

Landsgemeinde в Швейцарии 1294 г.

 

Лесные районы Швейцарии, меньшие, чем другие политические единицы в Средние века, принимают форму правления в Афинской традиции прямой демократии.

Эти районы похожи на Афины, так как сообщество достаточно маленькое, чтобы каждый взрослый мужчина мог ходить на собрание и голосовать. В Швейцарии такая встреча называется Landsgemeinde (районное сообщество). Самое раннее упоминание о нем находится в Швице в 1294 году. Подобные собрания, проводимые под открытым небом, становятся высшим законодательным органом в сельских кантонах Швейцарской федерации — Ури, Швиц, Унтервальден, Цуг, Гларус и Аппенцелль.

 

Парламент 12-го — 14 века

 

Curia RegisИдея парламента, места для выступлений (от французского parler) начинает развиваться с 12-го века в монархиях Западной Европы. Она развивается из curia regis, или «королевского совета», феодального суда, в котором монарх выносит юридические решения и обсуждает важные государственные вопросы с самыми могущественными епископами и дворянами своего королевства.

Парламент созывается всякий раз, когда этого требует король. В период, когда монарх почти постоянно находится в движении, чтобы сохранить свою власть, парламент будет проводиться везде, где может оказаться королевский двор.

Решающим шагом в эволюции Curia Regis в парламент является включение граждан, представляющих богатые города того периода. Это третье сословие, добавленное к двум уже знакомым по королевским соборам — дворянам и епископам.

Горожане становятся вовлеченными, потому что правители все больше нуждаются в их поддержке (почти всегда финансовой). Испания дает один из самых ранних примеров того, как представителей городов вызывали на королевский совет. Они принимают участие в парламенте в Леоне в 1188 году.

Англию часто называют «матерью парламентов» (фраза, придуманная Джоном Брайтом в 1865 году). Это вполне обоснованное утверждение в некоторых смыслах, например, о продолжительности непрерывной парламентской традиции в Англии. И Вестминстер является первым парламентом, который утверждает свою независимость от монарха, в лице Карла I. Но британцы не могут претендовать на какой-либо приоритет в истории.

Парламенты проводятся довольно часто в Англии с 1246 года. К этому времени испанские кортесы («суды») уже прочно утвердились в качестве парламентов в Леоне, Кастилии и Каталонии. В Португалии Кортес соззван в 1211 году, а простолюдины включены в качестве третьего сословия с 1254 года.

Франция является первым Королевством, создавшим парламент на постоянной основе. В середине 13-го века Людовик IX предоставляет парламенту палату в своем дворце Иль-де-ля-Сите в Париже. Где советники собираются на сессии четыре раза в год.

Но название этой комнаты, «палата для просителей», отражает тот факт, что этот французский парламент ограничен юридической работой более широкой Curia Regis. Все члены Совета — юристы, обученные юриспруденции. Дворец правосудия стоит сегодня на том же месте.

Французский парламент приобретает элемент политической власти в начале 14-го века, когда ему дается задача регистрации эдиктов короля. Способность задерживать или откладывать регистрацию, в конечном счете, приводит парламент в прямую оппозицию с Людовиком XIV в 17-м веке.

В Англии парламент превращается в средство политического выражения взглядов общества. Во Франции эту функцию выполняет другая форма случайного собрания — общее собрание сословий.

 

Два известных английских парламента 1265-1295 гг.

 

Симон де МонфорКогда Симон де Монфор созывает свой парламент в Вестминстерском дворце в 1265 году, он знает, что поддержки среди дворянства мало. (В этом случае участвуют только пять графов и восемнадцать баронов). Надеясь привлечь к своему делу другие слои общества, он приглашает в Вестминстер двух рыцарей из каждого графства, двух горожан из каждого города и двух бургомистров из каждого района.

Это не представительное собрание, так как все известные противники Монфора исключены. Но что-то более близкое к представительству развивается в некоторых из многих парламентов, созванных между 1275 и 1307 годами Эдуардом I.

Эдуард созывает парламенты, когда чувствует, что они ему нужны, и по каким-то причинам того требует конкретный момент. На некоторые из этих собраний (примерно одно из семи, и обычно, когда у него есть неотложные потребности в средствах) он приглашает людей меньшего ранга, чем магнаты дворянства и церкви. Рыцари призываются из графств, а горожане из городов.

Эти люди действительно являются представителями своего сообщества. Король настаивает на том, чтобы они пришли с полной делегированной властью, чтобы любое соглашение, заключенное в парламенте (в частности, обязательство предоставить деньги), было соблюдено их округом или районом. Они являются источником палаты общин (или простолюдинов), которые в конечном итоге становятся более могущественными из двух палат парламента.

Парламент, созванный Эдуардом в 1295 году, позже начинает казаться самым значительным в его правлении, потому что он предопределяет будущую модель — как следует из его последующего названия, Образцовый парламент.

Это собрание в Вестминстерском дворце представляет нацию в самом реальном смысле. Магнаты присутствуют в составе: (два архиепископа, все епископы, 67 аббатов, 8 графов, 41 барон). Но они сидят с избранными представителями приходского духовенства (2 от каждой епархии) и каждого графства (2 рыцаря), города (2 гражданина) и района (2 бюргерства). Основная цель состоит в том, чтобы собрать деньги для короля, но это будет верно для многих последующих парламентов. Между тем действительный образец представления почти случайно встал на свое место.

 

Общие собрания во Франции 14-го — 15-го века

 

В строгой иерархии средневекового общества выделяются три группы людей, осуществляющих особую власть. Это духовенство, дворянство и богатые бюргеры (по-французски буржуа) быстро развивающихся районов, городов и поселков. Эти группы вместе известны как три сословия.

Делегаты в любом средневековом собрании рассматриваются как представители одного из сословий. Это так же верно для парламента Англии, как и для других подобных собраний.

Генеральные Штаты впервые вызваны французским королем Филиппом IV в 1302 году. Они встречаются в Нотр-Дам в Париже, чтобы обсудить отношения короля с папой Бонифацием VIII. поместья поддерживают Филиппа, способствуя его смелому решению в следующем году отправить французского агента для ареста понтифика.

Генеральные Штаты продолжают часто вызываться во Франции в течение 14-го века, часто принимая независимый курс, непопулярный у монарха. После этого их влияние постепенно снижается, пока абсолютизм французской монархии в 17 веке не делает институт несуществующим. Он ненадолго возродился на ранних этапах Французской революции.

 

Собрания в других частях Европы 14-15 век

 

В то же время другие регионы разрабатывают свои варианты. В течение 14-го и 15-го века правители в большинстве частей Европы использовали собрания поместий как метод получения согласия на их политику или предлагаемые налоги.

Среди наиболее влиятельных парламент Нидерландов. Во Фландрии существует запись собрания еще в 1279 году, и к 14 веку поместья регулярно собираются и консультируются на местном уровне. Великое собрание, собравшееся в Брюгге в 1463-64 годах, обычно считается первым полным собранием Генеральных Штатов Нидерландов — учреждением, которое впоследствии сыграло столь важную роль в истории Нидерландов.

Королевская династия Арагона эффективно использует три поместья, когда она переносит эту форму собрания из самого Арагона (где она развивалась в течение 13-го века) на Сицилию.

Три сословия Сицилии, делают своему Арагонскому королю одолжение в 1314 году, когда они отказываются от договора, заключенного им в 1302 году. По его условиям он удерживает Сицилийский трон, только пока правит, после чего возвращается к Франции. Это не устраивает ни его самого, ни его сицилийских подданных. Их резолюция 1314 года является ранним примером того, как правитель и Представительное Собрание работают вместе в общем политическом деле.

В Богемии, в течение 15-го века, собрания трех сословий играют регулярную роль в государственных делах, настаивая, в частности, на своем праве избирать короля.

В этот век религиозных потрясений в Богемии священнослужители обычно не участвуют в обсуждениях чешских сословий. На Национальном собрании в Праге в 1446 году, собравшем представителей Моравии и Силезии, а также Богемии, были представлены три сословия: дворяне, рыцари и бюргеры королевских районов.

В этих собраниях представлена столь малая часть общества, во всяком случае, в их ранних версиях, что их можно было бы более справедливо рассматривать как аспекты олигархии, а не демократии.

Интересным исключением, по крайней мере, в принципе, является Швеция. Народная оппозиция королевским притязаниям в середине 15-го века приводит к уникальной форме парламента, риксдагу, который имеет представителей от четырех сословий. Четвертым сословием, после духовенства, дворян и мещан, являются крестьяне.

 

Польский Сейм 1493-1505 гг.

 

Европейский парламент, который осуществляет необычную власть с начала 16-го века, является Сейм («ассамблея») Польши.

Его происхождение лежит в собраниях местных дворян и мещан, организованных с конца 14 века для защиты своих интересов. Менее чем через десять лет, начиная с конца XV века, такое собрание становится национальным учреждением, имеющим большое значение.

Первый зарегистрированный парламент или Сейм, представляющий всю Польшу, был созван королем (Иоанном I Альбертом) в 1493 году. Королевская цель, как и в других парламентах, заключается в сборе средств.

Власть нового национального собрания ярко подчеркивается в 1505 году, когда корона принимает принцип Nihil novi (по-латыни «ничего нового»). Принцип гласит, что ни один новый закон не может быть введен без полномочий Сейма.