История Рабства

история рабства древний рим

Зло цивилизации

 

История рабства входит в историю человечества вместе с цивилизацией. Охотники-собиратели и примитивные земледельцы не нуждаются в рабах. Они собирают или выращивают достаточно пищи для себя. Еще одна пара рук — это еще один рот. Нет никакого экономического преимущества в том, чтобы владеть другим человеком.

Как только люди собираются в городах и поселках, избыток продовольствия, создаваемый в сельской местности (часто теперь в больших поместьях), делает возможным широкий спектр ремесел в городе. На большой ферме или в мастерской есть реальная выгода в надежном источнике дешевой рабочей силы, которая стоит не больше минимума пищи и жилья. В таких условиях и начинается история рабства. Каждая древняя цивилизация использует рабский труд. И оказывается, что невольников легко приобрести.

Война — это главный источник экономического благополучия, а войны в ранних цивилизациях были частыми и жестокими. Когда город попадает в руки вражеской армии, то берут в рабство тех жителей, которые будут полезными работниками, а остальных убивают.

Есть и другие способы приобретения рабов. Пираты предлагают своих пленников на продажу. Преступник может быть приговорен к рабству. Неоплаченный долг может привести к потере свободы. Нищие продают своих детей. И дети рабов сами являются рабами — хотя при наличии дешевого запаса рабочей силы, доступного через войну, не многие владельцы позволят своим рабам отвлечься на воспитание семьи.

 

Рабы в Вавилоне 18 век до н. э.

 

Сведения о рабах в ранних обществах относятся главным образом к их правовому статусу, который по существу является объектом — частью ценной собственности владельца. Кодекс Хаммурапи, изданный в Вавилоне в XVIII веке до нашей эры, содержит пугающие подробности различных наград и наказаний для хирургов, оперирующих свободных людей или рабов. Но это также показывает, что система не является системой абсолютной жестокости. Удивительно, но вавилонским рабам самим разрешено владеть собственностью.

Но первая цивилизация, в которой мы много знаем о роли рабов, — это Древняя Греция.

 

Рабство в древней Греции и древнем Риме

 

В этих регионах много схожих черт, и конечно же достаточно различий, рабство в Древней Греции и древнем Риме обширная тема и требует отдельной статьи. Но несколько слов все же сказать стоит, для общего понимания.

 

Рабы в Древней Греции начиная с 7 века до н. э.

 

Оба ведущих государства Греции Спарта и Афины — полностью зависят от принудительного труда, хотя система в Спарте более правильно описывается как крепостное право, а не рабство. Различие заключается в том, что илоты Спарты — это покоренный народ, живущий на своей наследственной земле, но вынужденный работать на ней для своих спартанских хозяев. Их существование — это традиционная жизнь крестьян, в которой по-прежнему есть определенные права.

Афинские рабы, напротив, не имеют общепринятых прав. Но их состояние сильно меняется в зависимости от выполняемой работы.

Самыми несчастными афинскими рабами являются шахтеры, которых владельцы часто доводят до смерти (шахты принадлежат государству, но сдаются в аренду частным управляющим). Напротив, другие категории рабов — особенно те, которые принадлежат непосредственно государству, такие как 300 скифских лучников, которые обеспечивают полицейскую силу Афин, — могут приобрести определенный престиж.

Большинство афинских рабов — это домашние слуги. Их состояние полностью зависит от отношений, которые они развивают со своими владельцами. Часто это происходит, когда женщины-рабы присматривают за детьми или действуют в качестве наложниц, а мужчина-раб управляет домашним хозяйством в качестве управляющего.

Ни один свободный афинянин не работает в домашнем хозяйстве, ибо считается постыдным быть слугой другого человека. Это ограничение в равной степени относится и к дочерней позиции в любой форме бизнеса.

В результате мужчины-рабы в Афинах выполняют всю работу секретарского или управленческого характера, поскольку в этих условиях они безошибочно являются чьими-то личными помощниками. Такие рабочие места включают позиции влияния в таких областях, как банковское дело и коммерция.

 

Рабы в Риме со II века до нашей эры

 

Та же лазейка, которую предлагает самоуважение свободных граждан, предоставляет еще большие возможности рабам в имперском Риме. Самые привилегированные рабы — это секретари императора.

Но это исключение. За два столетия до начала империи (последние два столетия до нашей эры) рабы использовались римлянами более широко, чем когда-либо прежде, и, вероятно, с большей жестокостью. В шахтах их постоянно подстегивают надзиратели, на полях они работают в цепных кандалах, на общественных аренах их заставляют участвовать в ужасающих боях в качестве гладиаторов. За эти два столетия произошло несколько восстаний рабов, самое известное из которых возглавил Спартак.

 

Рабство в средневековье 6-15 вв.

 

В период после распада Римской империи на Западе рабство продолжается в странах Средиземноморья. Но рабы заняты почти исключительно в домашних хозяйствах, конторах и армиях. Рабство, характерное для крупных римских владений, вновь появляется лишь на табачных и хлопковых плантациях колониальной Америки (одно заметное исключение составляют соляные копи Сахары).

Тем не менее, работорговля процветает, и Средиземноморье является естественным центром притяжения.

В большей степени, чем где-либо еще, Средиземноморье обеспечивает географические и экономические условия для поощрения работорговли. Цивилизованные регионы окружают центральное море. К северу и югу простираются обширные территории, населенные относительно неискушенными племенами. Пограничная война приводит к тому, что пленники оказываются в рабстве. Кроме того, рыночный спрос поощряет племена захватывать своих собственных пленников для обслуживания развивающейся работорговли.

Во время экспансии германцев на восток в X веке было захвачено так много славян, что их расовое название стало родовым термином для обозначения «раба». В то же время доставка невольников в Причерноморье является важной частью ранней экономики России.

К югу от Средиземного моря арабские династии вдоль побережья стимулируют африканскую работорговлю. Город Завила, развивается в Сахаре примерно в 700 году специально как торговая станция для рабов. Захваченные в регионе вокруг озера Чад, они продаются арабским семьям в мусульманском мире, который к 8-му веку простирается от Испании до Персии.

Рабство в средневековье является общепринятой частью жизни в Аравии во времена Мухаммеда, в 7 веке, и Коран не предлагает никаких аргументов против этой практики. В нем просто говорится, особенно в отношении рабынь, что с ними следует хорошо обращаться. Отчасти это было так, по сравнению с варварским обращением с рабами в некоторых христианских общинах.

В христианских Евангелиях нет конкретного упоминания о рабстве, хотя можно ожидать, что рабы выиграют от общего предубеждения в пользу бедных и угнетенных. В течение раннего Средневековья миссионеры и епископы Римско-католической церкви выступали против владения рабами в новых династиях Северной Европы. Поначалу они почти не продвигаются вперед. Но постепенно рабство исчезает и в западноевропейских странах, во многом на смену ему приходит феодальное поместье с крепостным правом.

Но новая и катастрофическая глава в истории рабства начинается с прибытия португальцев в Западную Африку в XV веке.

Между тем мусульманская привычка использовать рабов в армии привела к одному необычному результату. Это уже само по себе свидетельствует о доверии, оказываемом рабам в ближневосточных общинах.

В 1250 году предводители рабов египетской армии, известные как мамелюки, свергают султана и захватывают власть. Преемственность правителей из их собственных рядов контролирует большую часть Ближнего Востока, как династия, в течение почти трех столетий.

 

Португальская работорговля 15-17 век

 

Португальские экспедиции XV века впервые приводят европейские корабли в регулярный контакт с Субсахарской Африкой. Этот регион издавна был источником рабов на маршруте через Сахару в Средиземное море. Приход португальцев открывает еще один канал, история рабства продолжается.

Природа даже предоставляет новый пункт сбора для этого человеческого груза. Вулканические острова Зеленого Мыса с их скалистыми и неприступными необитаемыми берегами. Но они содержат пышные тропические долины. И они хорошо расположены на морских путях между Западной Африкой, Европой и Америкой.

Португальские поселенцы переселяются на острова Зеленого Мыса примерно в 1460 г. В 1466 году им дается экономическое преимущество, которое гарантирует их процветание. Им предоставляется монополия на новую работорговлю. На побережье Гвинеи португальцы теперь устраивают торговые станции, чтобы покупать пленных африканцев.

Некоторые из этих рабов используются для работы в поместьях поселенцев на островах Зеленого Мыса. Другие отправляются на север для продажи на Мадейре или в Португалии и Испании, где Севилья теперь становится важным рынком сбыта. Африканцы были завезены этим морским путем в Европу, по крайней мере, с 1444 года, когда одна из экспедиций Генриха Мореплавателя вернулась с рабами, обмененными на мавританских пленников.

Труд рабов на островах Зеленого Мыса служит основой для прибыльной торговли с африканским регионом, который становится известным как португальская Гвинея или невольничий берег. Рабы работают на плантациях Зеленого Мыса, выращивая хлопок и индиго в плодородных долинах. Они также используются на ткацких фабриках.

Ткань обменивают в Гвинее на невольников. А рабов продают за наличные на корабли работорговцев, которые регулярно посещают острова Зеленого Мыса.

Эта африканская торговля, наряду с процветанием островов Зеленого Мыса, значительно расширяется с развитием трудоемких плантаций, выращивающих сахар, хлопок и табак в Карибском бассейне и Америке. Португальцы установили монополию на перевозку африканских рабов в свою собственную колонию Бразилию. Но другие страны с трансатлантическими интересами вскоре становятся главными посетителями Невольничьего берега.

К XVIII веку большинство судов, осуществляющих эту торговлю, были британскими. Они не тратят впустую часть своего путешествия, развив процедуру, известную как треугольная торговля.

 

Треугольная торговля 18 век

 

Треугольная торговля имеет экономическую элегантность, наиболее привлекательную для владельцев невольничьих судов. Каждое из трех отдельных путешествий, составляющих экспедицию, является прибыльным само по себе, и только «среднее путешествие» через Атлантику включает в себя рабов в качестве груза.

Корабли отправляются из Ливерпуля или Бристоля с товарами, пользующимися спросом в Западной Африке — это огнестрельное оружие, алкоголь (особенно ром), хлопчатобумажные изделия, металлические безделушки и бусы. Эти товары с нетерпением ждут торговцы в портах вокруг Гвинейского залива. Этим торговцам предлагают рабов, захваченных в африканской глубинке и теперь ожидающих отправки в Америку.

Когда первый обмен товарами завершен, рабы упаковываются в суда в ужасающих условиях для перевоза через Атлантику. Они теснятся под палубами, закованы в кандалы, плохо питаются и напуганы. Подсчитано, что во время атлантической работорговли в это путешествие отправляется до двенадцати миллионов африканцев, и каждый шестой умирает, не достигнув Вест-Индии, где расположены основные рынки рабов на американской стороне океана.

Самый ценный продукт Вест-Индии, меласса, добываемая из сахарного тростника, закупается для последней части треугольника. Там, в Англии, мелассу можно превратить в ром.

 

Аболиционистское движение 1688-1808 гг.

 

Ужасы работорговли не остаются незамеченными в Англии, как бы ни старались торговцы оправдать свою деятельность (даже нелепо заявляя о заботе и внимании, которые они проявляют к своему драгоценному грузу).

Первый острый укол в общественное сознание приходит в 1688 году с публикацией романа Афры Бен «Оруноко, или Царственный раб» (о страданиях африканского принца и его возлюбленной, перевезенных англичанами в рабство в Суринам). К этому времени квакеры уже осуждают эту бесчеловечную торговлю, а основатель Общества Джордж Фокс решительно выступает против нее. В 1772 году произошел знаменательный случай, когда судья Лорд Мэнсфилд освободил Джеймса Сомерсета, принадлежащего американскому гражданину, на том основании, что он ступил на землю Англии.

Вскоре после этого, во время борьбы американских колоний за независимость, квакеры снова вышли вперед. Призыв к свободе, столь ярко выраженный в Декларации независимости, может рассматриваться как непоследовательный в населении с большим афроамериканским меньшинством, которое ни в каком смысле не является свободным. Эта проблема резко проявилась, когда британские войска открыли огонь по патриотам во время Бостонской резни 1770 года, первый человек, павший в этой демонстрации за свободу, — раб Крисп Аттакс.

В 1774 году квакеры в Британии решили изгнать любого члена общества, занимавшегося работорговлей. В том же году квакеры в Пенсильвании основали первое аболиционистское общество, а в 1776 году пенсильванские квакеры освободили своих собственных рабов. Первым штатом, отменившим рабство, стал Массачусетс, согласно его новой конституции 1780 г. Другие северные штаты последуют его примеру в течение следующих нескольких лет.

Но южные штаты полны решимости сохранить рабство, которое, как утверждается, является экономической необходимостью (этот разрыв становится очевидным на конституционном съезде в Филадельфии). В результате аболиционисты сосредоточивают свои усилия на отмене торговли рабами, предполагая, что это будет иметь постепенный эффект прекращения самой истории рабства.

За книгой Томаса Кларксона 1786 г. («эссе о рабстве и торговле человеческим видом») следует основание в Лондоне в 1787 году Общества за отмену работорговли, в котором снова преобладают квакеры. Уильям Уилберфорс выступает в парламенте как защитник этого проекта.

По счастливой случайности работорговля была объявлена незаконной по обе стороны Атлантики в 1807 г. В Америке Конституционный Конгресс согласился в 1787 г., под давлением южных штатов, что никакой закон о рабстве не будет принят в течение двадцати лет. Как только согласованное время истекает, принимается закон, запрещающий работорговлю с 1 января 1808 г. Между тем в Лондоне в 1807 году парламент запретил перевозку рабов на любом британском корабле и ввоз рабов в любую британскую колонию.

В рабстве рождается достаточно детей, чтобы работать на плантациях, даже в быстро развивающейся хлопковой экономике южных штатов. Новая причина должна заключаться в самой отмене рабства.

 

Политический вопрос о рабстве 1819-1850 гг.

 

Рабство было главной областью разногласий между северными и южными штатами с тех пор, как был достигнут первый компромисс по этому вопросу на конституционном съезде 1787 г. Это становится особенно острым политическим вопросом в 1819 году, во время дебатов в конгрессе по вопросу о применении штата Миссури для создания государственности.

Поселившись в основном в соседнем Кентукки, штат Миссури содержит много рабов на плантациях. В 1819 году нью-йоркский конгрессмен Джеймс Талмедж предложил поправку к законопроекту штата Миссури, согласно которой в штат больше не будут ввозиться рабы и дети существующих рабов будут освобождены в возрасте двадцати пяти лет.

Палата представителей, в которой преобладают конгрессмены с более густонаселенного Севера, принимает поправку Тэлмеджа. В Сенате, где одиннадцать южных и одиннадцать северных штатов имеют по два сенатора, поправка не получает большинства голосов. Это вопрос огромной важности, поскольку два новых сенатора «свободного» или «рабского» государства, так или иначе, нарушат существующий баланс.

Этот тупик был преодолен еще одним из ряда практических компромиссов по этому спорному вопросу. В 1820 году было решено, что округ Мэн будет отделен от Массачусетса, чтобы стать независимым свободным штатом, 23-м в Союзе. Миссури со своими рабами следует в 1821 году как 24-й. Равновесие сохраняется и в Сенате.

Миссурийский компромисс, как стали известны меры 1820 г., включает в себя еще один пункт, принятый Конгрессом отдельно. Этот закон заранее оговаривает территорию за пределами Миссури, указывая, что к северу от широты 36.30 (продолжение южной границы Миссури) в союз больше не допускаются рабовладельческие штаты.

Компромисс сохранится в течение следующих тридцати лет, в течение которых в Союз вступит равное число новых рабовладельческих и свободных штатов (Арканзас, Флорида и Техас на юге, Мичиган, Айова и Висконсин на севере). Но в 1849 году этот вопрос возвращается. Калифорния претендует на вступление в Союз в качестве свободного штата. Впервые с 1820 года южные штаты оказались под угрозой оказаться в меньшинстве в Сенате.

На этот раз компромисс, является более сложным, состоящим из пяти отдельных соглашений, принятых в течение 1850 г. Уступки северу включают в себя ключевой вопрос о принятии Калифорнии в Союз в качестве свободного государства, а также запрет работорговли (но не самого рабства) в столице страны Вашингтоне и прилегающем округе Колумбия.

Уступки югу — это обещание, что, когда Нью-Мексико и Юта будут готовы к государственности, они могут вступить в союз либо с рабством, либо без него, федеральная выплата 10 миллионов долларов Техасского долга, и новые, более строгие законы о беглых рабах.

Законы о беглых рабах, принятые в 1793 г., были постоянной причиной местных трений. Они позволяют южным рабовладельцам возвращать беглых рабов, найденных в северных штатах. Северные магистраты часто проводили политику преднамеренного ущемления законных прав рабовладельцев в этом отношении. Законы о беглых рабах 1850 г. пытаются предотвратить это (хотя на практике они имеют противоположный эффект, побуждая северные штаты принимать новые законы, гарантирующие свободу).

Многие полагают, что Компромисс 1850 г. разрешит этот тернистый вопрос. Он не делает ничего подобного. В течение четырех лет вопрос о Канзасе обостряет кризис.

 

Провозглашение Эмансипации 1862-1863 гг.

 

Президент Линкольн затеял гражданскую войну, намереваясь лишь сохранить Союз. Его цель, как и цель Республиканской партии, никогда не состояла в том, чтобы покончить с рабством в южных штатах. Но два дорогостоящих и безрезультатных года войны начинают менять его мнение.

На это есть несколько причин. Аболиционистское лобби на севере страны страстно и локально. Растущее недовольство южными штатами, порождающими этот болезненный конфликт, уменьшает всякую склонность защищать свои предполагаемые права рабовладельцев. И новое моральное измерение, добавленное к союзным военным целям, вероятно, принесет свои собственные дипломатические и политические выгоды.

Либеральное мнение в Британии, где правительство часто склоняется к поддержке юга, будет впечатлено крестовым походом против рабства. А ослабление внутреннего признания войны будет подкреплено инъекцией идеализма, особенно в том деле, с которым американцы наиболее сильно отождествляют себя, — в деле свободы.

Летом 1862 года Линкольн решает сделать освобождение рабов центральным элементом своей политики. Но нынешнее лето, принесшее в Виргинию последовательные поражения союзных армий, кажется не самым подходящим моментом. Очень важно, чтобы такое заявление не было сделано в отчаянии.

Президенту предоставляется такая возможность, когда сражение в Энтитеме в сентябре 1862 г. можно представить как успех Союза на поле боя. Через пять дней он издает предварительное воззвание. В нем говорится, что если Конфедеративные Штаты не сложат оружие до конца года, он объявит их рабов свободными.

Естественно, Штаты не реагируют, поэтому 1 января 1863 года Линкольн издает свою декларацию об эмансипации. Он объявляет, что все люди, удерживаемые в рабстве в мятежных штатах, теперь свободны, он призывает их воздерживаться от насилия, и он объявляет, что освобожденные рабы будут приглашены служить в армии и флоте США.

Большая часть этого пока имеет лишь символическое значение. Формально рабов нигде не освобождают, поскольку эта декларация не распространяется на рабовладельческие штаты, воюющие на стороне Союза (где Линкольн пока не может позволить себе оскорблять их владельцев). Тем не менее, многие южные рабы пользуются возможностью бежать на север. К концу войны около 180 000 афроамериканцев присоединились к вооруженным силам, что значительно повысило военную мощь Союза.

А символический эффект просто огромен. Борьба теперь имеет высокую нравственную цель. Отношение рабов трансформируется, будь то в союзных или конфедеративных государствах, сознанием того, что за победой Союза последует свобода.