История Месопотамии

История Месопотамии

Между реками 4500-3100 гг. до н.э.

 

Примерно с 4500 г. до н.э. есть поселения на краях болот, где реки Тигр и Евфрат впадают в Персидский залив. Месопотамия, область между этими двумя реками, будет районом одной из первых двух цивилизаций в мире, другая — Египет. Обе эти цивилизации начинаются незадолго до 3100 г. до н.э.

В отличие от Египта, где стабильное общество построено на сотнях миль вдоль Нила, Месопотамия будет характеризоваться постоянными войнами и сменой империй. Города здесь прячутся за толстыми защитными стенами.

 

Шумер и Гильгамеш 3100-2500 гг. до н.э.

 

клинописьШумер, недалеко от устьев Тигра и Евфрата, является местом развития первых месопотамских городов. Каждый из них растет вокруг местного храма, который является центром экономической деятельности региона. Жрецы шумерских храмов, которым необходимо вести точный учет, первыми разработали систему письма.

Регион может претендовать и на другие значимые нововведения. Первый известный гончарный круг, датируемый примерно этим периодом, был найден в Месопотамии. А шумерский правитель, полуисторический Гильгамеш, является героем самого раннего из сохранившихся литературных произведений в мире, «Эпоса о Гильгамеше».

Гильгамеш указан в более поздних шумерских записях как царь Урука и строитель его великой городской стены. Он может быть в значительной степени легендарным, но его город достаточно реален как ранний центр цивилизации. Стена, датируемая немногим позже 3000 г. до н.э., составляет около шести миль в длину. И именно из Урука сохранились самые ранние письменные таблички.

Вскоре Урук затмевается соседним городом-государством — Ур, который позже прославился своим большим зиккуратом и (в Библии) домом Авраама. Обнаружение королевского кладбища в Уре показало удивительный уровень изощренности предметов, созданных около 2500 г. до н.э. для местной правящей семьи. Но примерно в 2300 году до нашей эры и Ур, и Урук уступили место завоевателю из-за пределов Шумера.

 

Саргон и Аккад около 2350 г. до н.э.

 

Победитель Ура — узурпатор, поэтому он, несомненно, принял имя Саргон, что означает «истинный царь». Он семит по происхождению, и традиция гласит, что он начал свою жизнь как садовод. Постепенно он завоевывает шумерские города — сначала Киш, затем Урук, затем Ур — прежде чем основать свою собственную столицу, Аккад. Затем он принимает новый титул «Король нации».

Это первая семитская династия в истории, и его государственные служащие используют письменность, что является важным нововведением в истории письменности. Подобно писцам Эблы, архив которых был недавно обнаружен, они адаптируют шумерскую клинопись к нуждам семитского языка. Системы письма часто в последующие века будут демонстрировать подобную гибкость.

Точное местонахождение Аккада, столицы Саргона, неизвестно. Его останки спрятаны где-то в районе, где Тигр и Евфрат наиболее близки друг к другу. Это естественное место для столицы (позже на этой же территории построены Вавилон, Ктесифон и Багдад). Достижением Саргона было основание первой Месопотамской империи.

Их будет гораздо больше, но немногие в гораздо большей степени. Аккадская сфера влияния, будь то прямое завоевание или эффективный контроль над торговлей, простирается на пике от средиземноморского побережья Сирии до истока Персидского залива. Империя Саргона и его потомков просуществовала около 150 лет, прежде чем медленно распалась и была захвачена племенами с севера.

 

Вавилон, Ассирия и другие с 2200 г. до н. э.

 

В течение следующих 1500 или более лет Месопотамия переживает множество периодов хаоса, когда небольшие города-государства борются за власть или за выживание. Но бывают и времена имперской стабильности, когда восстанавливается централизованный контроль. Два центра, на которых базируются величайшие империи региона, — это Вавилон и Ассирия.

Есть также периоды, когда большая часть Месопотамии контролируется державами за пределами региона, особенно хеттами 17 века. И, в конце концов, конец независимости Месопотамии положили персы, которые захватили Вавилон в 539 году до нашей эры.

После этого регион Междуречья становится в течение следующих 1000 лет и более провинцией внутри череды чуждых империй — персов, эллинистических греков, парфян и сасанидов.

По общему признанию, это очень важная провинция. Первый эллинистический правитель, Селевк, делает свою столицу на западном берегу Тигра в месте, где он ближе всего подходит к Евфрату. С 129 г. до н.э. место на противоположном берегу реки было освоено парфянами под названием Ктесифон, город, который впоследствии был очень популярен у Сасанидских императоров. Но только после того, как мусульманская династия Аббасидов обосновалась в 750 году нашей эры в нескольких милях выше по течению, в Багдаде, Месопотамия вновь обретает свою полную славу имперского центра.

 

Багдад 8 век

 

В своем новом городе Багдаде аббасидские халифы перенимают административную систему давно существующей Персидской империи. Персидские мусульмане так же вовлечены в жизнь этого процветающего места, как и арабские мусульмане. Здесь ислам перерастает свои арабские корни и становится международной религией. Здесь арабский и ранний персидский языки объединяются, чтобы с 10 века стать тем, что сейчас известно как персидский, — сочетая слова из обоих источников и используя арабское письмо. Здесь Месопотамия ненадолго восстанавливает свой древний статус в центре одной из крупнейших мировых империй.

Никогда это не было так очевидно, как в период правления самого известного из аббасидских халифов Харуна ар-Рашида.

Роскошь и прелесть Багдада Харуна ар-Рашида конца 8 века запечатлела в западном сознании одного из самых известных произведений арабской литературы — «Тысяча и одна ночь». Некоторые из историй относятся к более позднему времени, но в них есть детали, безусловно относящиеся к тому периоду, когда впервые у мусульманского двора появилось свободное время и достаток, чтобы предаться традиционной восточной роскоши.

Халифат в настоящее время находится в самом расцвете, и на большинстве границ наблюдается относительное спокойствие. О международной известности самого Харуна можно судить по акценту биографов Карла Великого на взаимном уважении этих двух современников-властелинов, посылающих друг другу богатые дары.

 

Все более номинальный халифат с 9 в

 

С IX века правление аббасидских халифов в Багдаде часто во многих частях мусульманского мира носит скорее номинальный, чем реальный характер. В Палестине и Сирии происходят восстания сторонников предыдущей династии Омейядов, базой которой был Дамаск. В богатой провинции Египет губернаторы становятся все более непослушными (за время 23-летнего халифата Харуна ар-Рашида их назначают и увольняют целых двадцать четыре человека).

В дальних краях империи независимость от Аббасидов еще более заметна. Испанией правят Омейяды. В Северной Африке берберские династии с 790 г. А восточная Персия примерно к 870 г. находится в руках враждебных Багдаду персов.

Слабость халифов соблазняет их на меры, усугубляющие проблему. Они приобретают рабов у кочевых тюрков Центральной Азии и используют их в своих армиях. Рабы, которых стали называть мамелюками (от арабского мамлюк, «принадлежащий»), — отличные бойцы. Они отличились на службе халифата и часто получают ответственные военные должности. Имея хорошие возможности для продвижения своих собственных интересов, они часто пользуются этой возможностью.

Одним из первых мамелюков, захвативших власть, является Ахмад ибн Тулун. В начале 870-х годов он берет под свой контроль Египет. К 877 году он завоевал побережье Средиземного моря через Палестину и Сирию.

Эта половина Плодородного Полумесяца управлялась из Египта на протяжении многих периодов истории. Территория отделенная от Месопотамии широкой полосой пустыни, ее легче контролировать из Каира, чем из Багдада.

Палестина и Сирия остаются под властью Египта на протяжении большей части следующих двух столетий. Династия Тулунидов, основанная Ахмадом ибн Тулуном в 870-х годах, правила регионом до 905 года. Ихшидиды, другая тюркская династия, контролируют его с 935 по 969 год, когда их, в свою очередь, сменяют Фатимиды — хозяева еще более широкой полосы побережья Средиземного моря.

 

Персидская независимость от Багдада 9 век

 

Примерно с 866 г. вся восточная Персия, вплоть до Кабула на севере и Синда на юге, постепенно захвачена персом известным как ас-Саффар («медник»), что дало его недолговечной династии имя Саффаридов. В 876 году он достаточно силен, чтобы двинуться на Багдад, хотя армия халифа не позволяет ему добраться до него.

В 900 году Саффариды терпят поражение от другой персидской династии, Саманидов. Новые правители — аристократы, происходящие от дворянина по имени Саман Худат. Они руководят первым сознательным возрождением персидской культуры со времен арабского завоевания.

 

Медленный конец Аббасидов 10-16 века

 

Бывают времена в 10 веке, когда халифы имеют мало власти за пределами самого Багдада, но с 11 века их престиж в какой-то степени восстанавливается. Это благодаря туркам-сельджукам, которые восстанавливают большую империю и правят ею из Багдада, принимая подчиненный титул султана и подчиняясь халифам как высшей религиозной власти.

На несколько кратких периодов халифы даже восстанавливают некоторую светскую власть, заявляя о себе над своими сельджукскими султанами. Но окончательное бедствие наступает в 1258 году, когда в Месопотамию прибывает Хулагу-хан, внук Чингисхана.

Багдадский халиф аль-Мустасим рискует и посылает в январе 1258 г. армию против приближающихся монголов. Мусульманская армия разбита Хулагу, который приказывает халифу предстать перед ним и разрушить стены города. Когда халиф отказывается, Хулагу осаждает и разграбляет Багдад.

Говорят, что 800 000 жителей убиты, включая халифа, которого казнили, забив ногами до смерти.

Исторический Журнал
Добавить комментарий