Наполеон Бонапарт краткая биография Часть2

Наполеон Император

Заявка на власть 1799 г.

 

Решив теперь оставить свою армию в Египте, Наполеон описывает своим генералам опасность, в которой находится Франция, и необходимость для него спешить домой. Он не делится с ними более личной причиной. До него дошли слухи, что один из директоров, Сийес, ищет генерала, который поддержит его в государственном перевороте. Если этим генералом является кто-то другой, а не Наполеон, он, возможно, потерял свой шанс навсегда.

С несколькими коллегами он покидает Египет на двух фрегатах 23 августа. К счастью, они завершают путешествие незамеченными ни одной из британских эскадрилий в Средиземном море. Они приземляются во Фрежюсе 9 октября. Через неделю Наполеон достигает Парижа.

Наполеон сначала скрывает свои намерения, делая вид, что просто наслаждается светскими удовольствиями Парижа. Но уже через пару недель он активно занимается подготовкой государственного переворота.

Ложный слух о готовящемся якобинском заговоре против Директории — первый шаг. Это используется 18 брюмера (9 ноября), чтобы убедить старшего из двух национальных советов (Древних) назначить Наполеона командующим всеми войсками в Париже. Древних также побуждают проголосовать за то, чтобы они и младшая палата (Совет пятисот) переместились в целях безопасности в Сен-Клу, где они соберутся на следующий день.

Тем временем заговорщики помещают под домашний арест тех директоров, которые не участвуют в заговоре, ложно объявив, что они ушли в отставку.

На следующий день Древние и Пятьсот, собравшись в Сен-Клу, оказываются в окружении 6000 воинов. В обоих собраниях продолжаются напряженные дебаты, пока к ним нетерпеливо не врывается Наполеон. Его незаконное вторжение вызывает бурю негодования, из которого он выходит явно потрясенным. Нужен дальнейший обман. Войскам сообщают, что среди депутатов, покушавшихся на жизнь Наполеона, есть убийцы. Они силой опустошают оба зала. Депутаты спасаются бегством.

Позже той же ночью собирается кворум как Древних, так и Пятисот. Напуганных и измученных депутатов уговаривают — около 2 часов ночи — принять предложение, официально упраздняющее Директорию и дающее присягу на верность новому временному консульству из трех человек.

Это временное трио консулов ​​состоит из двух бывших директоров, Сийеса и Роже Дюко (оба они участвуют в заговоре), и одного новичка — Наполеона Бонапарта. В течение следующего месяца назначенный комитет непрестанно спорит об условиях новой конституции предлагаемого консульства. Сийес и Дюко, запуганные Наполеоном, выбывают из гонки.

12 декабря окончательно принимается конституционный документ, составленный Наполеоном. Он предусматривает исполнительного первого консула, которого будут поддерживать совещательные второй и третий консулы и «проверять» не менее чем четыре собрания с различными функциями.

Это рассчитанный рецепт инерции и неразберихи на всех уровнях, кроме самого высшего, где первый консул будет — фактически, хотя и не теоретически — иметь практически неограниченную власть. Неудивительно, что первым консулом должен стать Наполеон, а вторым и третьим консулами будут избраны якобинец и роялист, чтобы успокоить обе фракции, продолжая этот хорошо зарекомендовавший себя баланс.

Предлагаемый пакет выносится на референдум (в феврале 1800 г.) с просьбой просто ответить «Да» или «Нет». С избирательным правом, ограниченным имущественным цензом, и без тайного голосования результат на национальном уровне составляет 3 011 007 человек, проголосовавших за (имеется в виду для Наполеона) и только в 1562 году против.

После десяти лет потрясений и террора французы готовы принять диктаторское правление человека решительного, профессионально подготовленного для руководства войнами Франции против ее многочисленных врагов, сочувствующего принципам революции (как это доказала его ранняя карьера), и все же он склонен защищать людей, получающих непредвиденные доходы. Наполеон и время хорошо подходят друг другу.

 

Первый консул 1800-1804 гг.

 

Плебисцит 1800 года дает Наполеону мандат сыграть роль, для которой он хорошо подходит как по характеру, так и по уровню образования 18-го века, — роль просвещенного деспота.

Теперь у него есть власть, как у монарха, избирать членов государственного совета, в котором он председательствует. Как и в королевском тайном совете, эти советники специализируются на различных государственных ведомствах. Они дают свои советы. Но по любому важному вопросу исполнительное решение принимает первый консул.

Обладая этими полномочиями, Наполеон приступает к основательной реформе административных систем Франции. Деспотизм и просвещение тщательно сбалансированы. Вводится цензура печати, а также меры по совершенствованию среднего и высшего образования. Полномочия полиции усилены, и судьи теперь назначаются (ранее они избирались), но судьям предоставляется важная новая независимость в форме гарантии пребывания в должности.

Точно так же прагматичный первый консул, сам равнодушный к религии, хорошо знает, что большая часть сельской Франции глубоко возмущена нападками французской республики на католицизм. Наполеон приступает к устранению противоречий.

Отчуждение от Рима в последнее время было абсолютным. Папа Пий VI, униженный французами, находится в заключении во Франции, когда он умирает в августе 1799 года. Теперь Наполеон делает предложения своему преемнику, Пию VII.

В Конкордате, согласованном в июле 1801 года, папа соглашается с тем, что Наполеон будет назначать французских епископов (спор между церковью и государством, который восходит к спору об инвеститурах в средние века) и что церковные земли, захваченные во время революции, не будут восстановлены. Взамен Наполеон соглашается платить жалованье духовенству и признать католицизм религией большинства французов.

У Наполеона есть уловка в рукаве, чтобы сделать Конкордат приемлемым для французских республиканцев. Он в одностороннем порядке добавляет так называемые «органические статьи», требующие разрешения правительства на любые папские действия или заявления на французской земле. Папа возмущен этим обманом. Но Конкордат служит своей цели, успокаивая религиозные чувства во Франции.

Самой известной и прочной реформой Наполеона во время консульства является его кодекс гражданского права. С 1790 г. было предпринято несколько попыток кодифицировать французское право — хаотичное в его форме старого режима, еще более хаотичное из-за потока революционного законодательства.

В 1800 году Наполеон назначает комитет юристов для работы над подготовкой кодекса. Он и сам проявляет живой интерес, посещая более половины встреч, на которых обсуждаются их предложения. Статуты принимаются по частям уже с 1801 года. К 1804 году они готовы для воплощения в единый Гражданский кодекс, который в 1807 году переименовывается в Кодекс Наполеона.

Смена имени отражает постоянно растущий авторитет Наполеона во Франции. В 1802 году людей спрашивают: «Должен ли Наполеон Бонапарт быть пожизненным консулом?» Как и в 1800 году, подавляющее большинство говорит «да». На всякий случай договорились, что он может назначить своего преемника. Этот вотум доверия последовал за достижением им мира с двумя главными врагами Франции, сначала с Австрией, а затем с Великобританией.

 

Наполеон против Австрии 1800-1801 гг.

 

Военный приоритет Наполеона, став первым консулом в 1799 году, состоит в том, чтобы свести на нет успехи, недавно достигнутые Австрией во время его отсутствия в египетской кампании. Чтобы развязать себе руки, в декабре 1799 года он делает предварительное предложение мира Англии, но оно решительно отвергается.

Как и в 1796 году, австрийцы могли быть атакованы французскими армиями либо к северу от Альп в Германии, либо к югу от них в Италии. Без сомнения, помня свои собственные триумфы в том году, Наполеон выбирает Италию. Он надеется застать врага врасплох, поведя свою армию на юг через перевал Большой Сен-Бернар в мае 1800 года, прежде чем сойдет снег. Сам он скользит через перевал на муле, но это не мешает живописцу Жаку-Луи Давиду изобразить его верхом на великолепном вставшем на дыбы жеребце среди снежных вершин.

Когда происходит решающее столкновение с австрийцами в Маренго 14 июня, это почти катастрофа для Наполеона. К середине дня кажется, что австрийцы выиграли день. Но смелая контратака французов меняет ситуацию.

За победой при Маренго следует перемирие, которое Наполеон нарушает в ноябре, когда он посылает французскую армию к северу от Альп против Вены. Еще одна победа французов, при Гогенлиндене в декабре, побудила австрийского императора подписать договор в Люневиле в феврале 1801 года. Он выходит даже за рамки условий Кампо-Формио. Франция сохраняет за собой Рейнскую область. Австрия признает четыре французские братские республики.

 

Наполеон против Британии 1800-1802 гг.

 

Конфликт между Францией и Великобританией, постоянно находящийся в состоянии войны с 1793 г., всегда ведет к тупику. Эти две нации равны, но имеют очень разные силы. Население Британии намного меньше (11 миллионов по сравнению с 27 миллионами во Франции в 1801 году). Этот недостаток компенсируется богатством Великобритании (за счет более развитой экономики и обширной внешней торговли) и британским превосходством на море. В 1803 г. у Франции было 23 линейных корабля; Великобритания имеет 34 на вооружении и еще 77 в резерве.

По этим причинам британский вклад в любую войну против Франции в континентальной Европе в значительной степени ограничивается предоставлением средств для союзных армий.

Морское столкновение между Великобританией и Францией довольно странное — не столько морская война, сколько прибрежная. Постоянная забота британского флота, господствующего на морях, состоит в том, чтобы нанести вред Франции и ее союзникам, не давая любым торговым судам, кроме британских, заходить в континентальные порты. И постоянной заботой французских армий, командующих сушей, является недопущение захода британских кораблей в те же самые порты.

Третьи стороны страдают от этой формы экономической войны не меньше других, особенно после того, как Великобритания приняла политику захвата товаров, перевозимых кораблями нейтральных стран, если они направляются в блокадную гавань.

Возмущение этой британской политикой, усиленное дипломатическим давлением Наполеона, побуждает Россию, Швецию и Данию образовать в декабре 1800 г. Лигу вооруженного нейтралитета. Они объявляют балтийские порты закрытыми для британских кораблей. Эмбарго усиливается, когда датчане захватывают Гамбург, главную гавань британской торговли с германскими государствами.

Великобритания отвечает отправкой военно-морского флота в Балтийское море. Заместитель командира — Нельсон, который плывет по мелководью и хорошо защищенным водам в гавани Копенгагена. Идут ожесточенные бои, во время которых командующий флотом передает Нельсону сигнал к отступлению (это знаменитый случай, когда он закрывает подзорную трубу).

Нельсон уничтожает многие корабли в гавани и повреждает береговую оборону в этой битве при Копенгагене (2 апреля 1801 г.). Его победа побуждает датчан заключить мир в мае. Швеция делает это в том же месяце, а Россия следует ее примеру в июне.

К настоящему времени, как и после Кампо-Формио, Великобритания и Франция — единственные две страны, которые все еще находятся в состоянии войны. С британской точки зрения, одно оскорбление все еще нуждается в исправлении. В марте 1801 года через Средиземное море отправляется флот, чтобы помочь туркам изгнать французов из Египта. Французское командование в Каире сдается в июне, а в августе — в Александрии.

Обе стороны сейчас истощены. С февраля велись предварительные мирные переговоры. Условия согласованы в октябре, положив конец боевым действиям. Мир подписан в Амьене в марте 1802года.

Переговорщики Наполеона преуспевают во Франции. Все заморские территории, захваченные Великобританией за последние девять лет (включая несколько островов Вест-Индии), возвращаются в руки Франции. Точно так же Менорка возвращается к Испании, а Капская колония в Южной Африке — к Голландии. Но Британия оставляет за собой Шри-Ланку (взятую у голландцев) и Тринидад (ранее испанскую). Египет снова станет турецким. Мальта (захваченная Наполеоном в 1798 году и Великобританией в 1800 году) должна быть возвращена рыцарям Святого Иоанна.

 

Амьенский мир 1802-1803 гг.

 

Европейцы, изголодавшиеся по путешествиям, охотно приветствуют мир, особенно британцы, годами запертые на своем острове, которые теперь стекаются через Ла-Манш, чтобы еще раз насладиться парижскими удовольствиями. Но это доказать только передышку. Ничто не было разрешено в длительном соперничестве между Великобританией и Францией, и вскоре каждое правительство находит, на что жаловаться в поведении другого во время перерыва в мире.

Наполеон раздражает британцев тем, что не впускает на рынок дух гармонии. Его отказ заключить торговый договор означает, что британские купцы будут наказаны высокими тарифами во французских и союзных портах. Они заключают, что мир кажется не более выгодным, чем война.

Тем временем Наполеон встревожил британское правительство своим экспансионистским поведением в регионах, не охваченных договором, например, при аннексии Пьемонта в 1802 году, чтобы преодолеть разрыв между Францией и Цизальпийской республикой.

Великобритания дает Франции более конкретный повод для жалоб, не выполняя условия Амьенского договора. Было решено, что она уйдет с Мальты. Ее неспособность сделать это была бы оправдана в современных глазах выраженными взглядами мальтийцев. Ужаснувшись перспективой возвращения рыцарей Святого Иоанна, местное собрание принимает резолюцию, приглашающую Георга III стать их правителем при условии, что он поддержит римско-католическую веру на острове.

Однако пожелания местных жителей не имеют большого значения в дипломатических переговорах начала 19 века. И Британия, оставшись во владении острова, несомненно, нарушает договор.

Наполеон жалуется, но избегает ставить вопрос на грань военных действий. Вероятно, его давние намерения в отношении Британии не миролюбивы, но к возобновлению войны он еще не готов. В частности, ему нужно время, чтобы построить свой флот. Та же логика заставляет Британию предпочесть скорейшее возобновление конфликта. Без очень веской причины, кроме долгосрочных личных интересов, британское правительство объявляет войну Франции в мае 1803 года.

 

Император 1804 г.

 

Возобновление войны сопровождается возобновлением роялистских заговоров, открыто поощряемых Великобританией. Один из таких сюжетов приводит к инциденту, который наносит значительный ущерб международной репутации Наполеона, но также побуждает его сделать следующий шаг по личной карьерной лестнице.

Французская полиция получает информацию (как оказалось, неверную), что одним из ведущих заговорщиков в заговоре является молодой герцог Ангиенский, член младшей ветви французской королевской семьи. В последние годы он сражался с армиями эмигрантов и сейчас живет в нескольких милях от французской границы, за Рейном, в Эттенхайме.

Наполеон отдает приказ схватить его. В марте 1804 года французская конная полиция совершает ночной рейд из Страсбурга, чтобы похитить герцога. Его привозят в замок Венсен под Парижем, где его судит наскоро созванный военный трибунал и расстреливают.

После этого события почти наверняка появятся новые заговоры роялистов. Одним из способов навлечь на себя их жало может быть возвращение Франции собственной коронованной особы. Таким образом, возникает предположение, что Наполеон должен превзойти оппозицию, став не королем Франции, а императором, основав наследственную наполеоновскую династию. В мае 1804 года сенат убеждают принять резолюцию, предлагающую эту важную поправку к конституции.

В третий раз проводится плебисцит, чтобы подтвердить еще одну смену ролей Наполеона во главе государства. И снова результат, объявленный 6 ноября 1804 г., ошеломляющий (3 572 329 сказали «да» и только 2569 зарегистрировались «нет»). К счастью, хотя и предсказуемому, результат так ясен, потому что подготовка к великому событию коронации в Нотр-Дам уже почти завершена.

Это происходит 2 декабря. Папу, Пия VII, уговорили приехать из Рима, чтобы провести церемонию, вызывая преднамеренные воспоминания о Карле Великом, последнем великом императоре, правившем Францией (хотя, если Наполеон видит себя также становящимся императором Священной Римской империи, эти амбиции были подорваны упразднением Франциском II древней, но несуществующей империи).

Папе разрешается помазать Наполеона в священной и таинственной церемонии, уходящей корнями во французскую историю еще со времен Хлодвига. Но когда дело доходит до более мирского символа короны, Наполеон предпочитает сам снять ее с алтаря и возложить на свою голову. Затем он возлагает еще одну корону на голову императрицы, своей жены Жозефины, которая по понятным причинам — в этих самых необычных обстоятельствах — расплакалась.

Это весьма театральное событие сопровождается не менее ярким созданием новой аристократии. Княжеские титулы придуманы для близких родственников Наполеона. К 1808 году появляется даже новое имперское дворянство.

Эти события шокируют французских республиканцев и многих других, кто до сих пор был вдохновлен достижениями Наполеона. Самый известный ответ принадлежит Бетховену, работавшему в это время над своей третьей симфонией (теперь известной как «Героическая»). Первоначально он дал ему имя Бонапарт, но стирает титул, узнав, что его герой теперь называет себя императором.

Если смотреть издалека, эти наполеоновские выходки по своей сути комичны (и они открывают богатые возможности для непристойных британских карикатуристов). Но смертельно серьезным их делает военный гений главного героя. В течение четырех лет после своей коронации Наполеон является правителем почти всей Западной Европы.

← Часть 1