Греческое искусство периода классики 5-4 век до н. э.
Греция в классический период делает инновации, которые лежат в основе господствующей западной традиции в искусстве. Это относится как к живописи, так и к скульптуре.
Существенной характеристикой классического греческого искусства является героический реализм. Художники и скульпторы пытаются показать человеческое тело, в движении или покое, именно таким, каким оно кажется глазу. Акцент сделан на людях необыкновенной красоты или моментах высокой и благородной драмы. Но техническая способность улавливать привычный облик вещей, это новшество, которое впоследствии может быть адаптировано к любому предмету.
Древнегреческие авторы считают росписи на стенах общественных зданий, особенно храмов, произведениями искусства. Столь же величественными и важными, как и все, созданное скульпторами. Но неблагоприятные условия окружающей среды, не способствуют тому, что какая-либо картина такого рода сохранилась. (Фрески, обнаруженные в Вергине в 1977 году, являются исключением).
Мы можем косвенно получить некоторое представление о том, что было утрачено. Один из методов — это рисунки на греческих вазах, которые сохранились в большом количестве с классического периода. Они представляют собой искусный и карикатурный стиль греческого рисунка, а так же дают некоторое представление о предметах, выбранных греческими художниками. Но в свое время они считались скорее работой ремесленников, чем художников.
Можно взглянуть на раннее греческое искусство через влияние Греции на этрусков в центральной Италии. Стиль доклассического периода в Греции можно увидеть во многих фресках, которые сохранились в этрусских гробницах. Они чрезвычайно живы в стилизованной манере, очень отличающейся от реализма классического греческого искусства.
Великолепный пример из 6-го века до нашей эры, пьяная пара танцовщиц из гробницы Львиц в Тарквинии.
Картины в греческом стиле в Помпеях и Египте
Другой способ приблизиться к греческой живописи — через более поздние копии. Многие из них были сохранены вулканическим пеплом в Помпеях. Где одна мозаика, в частности, считается точной версией большой картины конца 4-го века до нашей эры. Когда классический период в Греции только уступает место эллинистической эпохе.
Здесь в драматических подробностях показан момент битвы при Иссе между Александром Македонским и персидским царем Дарием. Даже в мозаике (неизбежно более насыщенной, чем живопись) изображение предполагает мастерство художника в передаче реалистического впечатления от очень сложной сцены.
Помпеи по происхождению греческий город, и многие из художников фрески происходят из Восточного Средиземноморья. Но это также часть Римской империи. Во всем римском мире художники стремятся к этой степени реализма, особенно в портретах, форме искусства, которая больше всего интересует римлян. И снова историческая случайность привела несколько поразительных примеров.
Сухой песок Египта сохранил много превосходных картин в греческом стиле, помещенных в гробницы с 1-го века нашей эры. Они известны как портреты Файюма, с того места, где большинство из них были обнаружены. Окрашенные в энкаустику, среду с использованием горячего воска, они дают интимный и трогательный взгляд на некоторых мужчин и женщин римского Египта.