История Персидской Империи 16-18 вв.

Площадь имама Исфахан

Исмаил I и Сефевиды 1501-1524 гг.

 

После четырех столетий господства могущественных захватчиков (турок- сельджуков, монголов) Персия обретает в 16 веке новую династию из центра классической Персидской империи.

Азербайджан был территорией мидийцев, основателей первой империи Ирана. Недавно он стал центром суфийской секты, основанной шейхом Сафи ад-Дином. Его потомки, известные по его имени как Сефевиды, управляют городом Ардебиль как небольшим теократическим государством. В 15 веке они развивают страстную приверженность шиитской версии ислама (семья заявляет о своем происхождении от одного из двенадцати шиитских имамов — см.). Характеристики Ирана конца 20 века уходят своими корнями в Азербайджан 500-летней давности.

Один из потомков шейха, Исмаил, резко увеличивает власть семьи в начале 16 века. В возрасте четырнадцати лет он возглавляет местные племена при захвате Тебриза, где в 1501 году восходит на престол как шах Азербайджана. (Исмаил не одинок в таких юношеских достижениях, четырьмя годами ранее Бабур, которому тоже четырнадцать, ненадолго захватывает Самарканд.)

Исмаил расширяет свой контроль над большей частью Месопотамии и Персии, используя шиитскую веру как сплоченный клич. К концу его правления шиизм, секта меньшинства в исламе, стал верой большинства персов. В этом процессе обращение и принуждение часто идут рука об руку. Но вновь определенная нация теперь может идентифицировать своих врагов как суннитов.

Сунниты напирают на Персию как с запада, так и с востока, но более непосредственная угроза исходит с востока. Узбекские племена под предводительством Шайбани-хана продвигаются на юго-запад от Самарканда и Бухары. К 1507 году Шайбани достиг Герата, который он захватывает в том же году.

Исмаил противостоит узбекам в Мерве в 1510 году и одерживает громкую победу. Шайбани схвачен и убит (его череп, оправленный в золото, становится одной из любимых чаш для питья Исмаила). Другой суннитский правитель к востоку от Персии — Бабур, ныне обосновавшийся в Кабуле. Но у Бабура нет агрессивных намерений против Персии. Исмаил довольствуется дипломатическими усилиями по обращению его в шиитскую веру.

Настоящая суннитская угроза теперь исходит от турок-османов. Недавние военные успехи обезопасили западную границу их империи, на Балканах. Теперь они обнаруживают, что у них есть сильный и агрессивный сосед в Персии, еретик по своим религиозным убеждениям и с его опорой власти (Азербайджан) и его столицей (Тебриз) недалеко от их собственных регионов Анатолии.

Столкновение неизбежно. Это происходит в Халдиране в 1514 году. Исмаил терпит поражение, его соплеменники не ровня хорошо обученным янычарам, и в отличие от турок у него нет артиллерии. Но это столкновение между османами и персами только начало долгой борьбы, в которой состояния персов на востоке тесно связаны с состояниями Балкан на западе.

 

Аббас I 1587-1629 гг.

 

Когда шах Аббас начинает свое правление в 1587 году, в возрасте шестнадцати лет, он сталкивается с той же проблемой, с которой восемьдесят лет назад столкнулся его прадед Исмаил I. Турки-османы наступают с северо-запада одновременно с узбеками с северо-востока.

Решение молодого шаха состоит в том, чтобы заключить невыгодный договор с турками в 1590 году, уступив ценную территорию, но оставив себе свободу противостоять узбекам. Но сначала он проводит реорганизацию персидской армии, заменяя феодальную систему племенных сборов профессиональными войсками, оплачиваемыми из имперской казны.

Военные реформы опираются на опыт Персии в борьбе с более подготовленными и лучше экипированными турками, а также, как это ни странно, на практические советы англичанина сэра Роберта Ширли, который прибывает в качестве члена английского посольства в 1599 г. и остается в Персии на восемь лет.

Получившаяся армия состоит из трех специализированных полков — кавалерийского, мушкетерского и артиллерийского. Их успехи позволили шаху Аббасу расширить Персидскую империю до Кандагара на востоке, а на западе вернуть Месопотамию и регионы, переданные туркам по договору 1590 года.

Близость турок сделала Тебриз, первоначальную базу династии Сефевидов, опасной ненадежностью. В 1548 году столица уже была перенесена на юго-восток, в Казвин, Тахмаспом I, сыном Исмаила I.

Шах Аббас идет дальше в том же направлении, когда переносит столицу в 1598 году в Исфахан. Здесь он создает в течение оставшихся 30 лет своей жизни великолепный город с элегантными куполами. Исфахан становится символом персидского стиля точно так же, как шиитская доктрина, введенная прадедом Аббаса, становится частью национальной идентичности. У этого региона 2500 лет богатой и разнообразной истории, но современный Иран, по сути, является творением Сефевидов.

 

Исфахан 17 век

 

Исфахан уже является городом с древней историей и значительным богатством, когда шах Аббас решает в 1598 году превратить его в великолепную столицу. В нем есть Масджид-и-Джами, или Пятничная мечеть, относящаяся к периоду сельджуков (11-12 века), сохранившаяся до наших дней и известная своей кирпичной кладкой с тонким узором. И здесь есть процветающая школа мастеров по изготовлению полихромной керамической плитки.

Шах Аббас предпочитает в архитектуре то, что кажется почти темой его города — плавно изогнутые купола, покрытые великолепным множеством цветных плиток Исфахана.

Новый центр города представляет собой обширное прямоугольное пространство Майдан-и-Шах (Королевский парад), предназначенное для проведения парадов и игры в поло. В его южной части возвышается самый великолепный из голубых куполов Исфахана, мечеть Масджид-и-Шах (Королевская мечеть). Плитки при необходимости имеют форму, соответствующую изгибу купола, как и те, которые облицовывают круглые минареты мечети. Купол отражается в большом бассейне во дворе.

На востоке от Майдан-и-Шаха находится голубой купол меньшего размера, на мечети шейха Лутфуллы, построенной шахом Аббасом в честь своего тестя и используемой в качестве его частной часовни. В Исфахане есть и другие великолепные здания, но эти купола стали визитной карточкой персидской исламской архитектуры.

 

Избалованные наследники 17 век

 

И в Турции, и в Персии в первой половине 17 века в королевский протокол вносятся серьезные изменения. Развитие везде одинаковое, и оно оказывает глубокое влияние на будущих султанов и шахов.

В Турции официальная политика государства заключалась в том, что каждый новый султан, придя к власти, убивал своих братьев и племянников. Без системы первородства корона достается сильнейшему из кандидатов в правящей семье. После того, как появился победитель, эта радикальная мера является способом обеспечить беспрепятственное правление. Султан Мехмед III, завоевав власть в 1595 году, убивает свою необычно большую семью из девятнадцати братьев.

В Персии этот принцип насилия не закреплен законом, но на практике результат такой же жестокий. Шах Аббас, правивший в начале 17 века, ослепляет и заключает в тюрьму своего свергнутого отца, двух его братьев и одного из сыновей.

Шах Аббас в Персии и его современник Ахмед I в Турции независимо установили более милосердную систему. Аббас постановляет, что в будущем все королевские принцы будут жить в гареме, вдали от греха, до тех пор, пока правящий шах не умрет. Решение Ахмеда в Турции аналогично, но каждый принц здесь должен иметь собственный павильон в саду, обнесенном стеной (милосердному Ахмеду было пять лет в 1595 году, когда его отец убил его девятнадцать дядей).

Результат одинаков в обеих империях. Проливается меньше королевской крови, но уровень лидерства падает. Султаны и шахи, которые с подросткового возраста находились на поле боя, познавая суровые обычаи мира, теперь появляются в состоянии защищенного невежества, чтобы взять на себя ответственность за власть. Политика гарема затрагивает, а иногда даже заменяет по важности политику реального мира.

В Персии Сефевиды сохраняют трон в течение столетия после этой перемены. В Турции королевская линия просуществовала в три раза дольше, до конца Османской империи. Но расцвет каждой династии уже прошел.

 

Упадок Сефевидов 1722-1736 гг.

 

Первая серьезная угроза ослабевшей династии Сефевидов возникла в 1722 году, когда афганские повстанцы двинулись на запад и захватили Исфахан. За этой катастрофой вскоре последовало одновременное вторжение в Персию России и Турции. Каждый полон решимости помешать другому получить преимущество в этом стратегическом регионе, но в 1724 году они соглашаются разделить добычу. Оба остаются во владении частью Персидской империи.

Шаха ненадолго спасает из этой неприятной ситуации Надир Кули-бек, лидер банды племенных разбойников. По происхождению турок из области Мешед, он приводит 5000 человек на поддержку шаха в 1726 году.

Разбойник оказался блестящим полководцем. Преобразовав персидскую армию, он ведет дисциплинированный отряд людей к победе над афганскими повстанцами, удерживающими Исфахан. Затем он изгоняет турок из западных регионов Персии. И одной лишь угрозой войны убеждает русских отказаться от захваченных ими территорий.

Но разбойников, получивших такую ​​большую власть, нелегко контролировать. В 1736 году Надир Кулибек низлагает последнего сефевидского шаха и сам занимает трон, изменив свое имя на Надир-шах.

 

Надир-шах 1736-1747 гг.

 

Надир-шах во время одиннадцатилетнего правления посвящает себя завоеваниям с целеустремленной решимостью Тимура, последнего великого завоевателя, пронесшегося по этим регионам.

Во-первых, после длительной осады в 1736 году он возвращает себе Кандагар — оплот афганских вождей, до недавнего времени владевших Исфаханом. Когда Афганистан благополучно вернулся под имперский контроль, Надир-шах в следующий раз соблазняется дальше на восток (как и Тимур до него) в сказочно богатую империю Индии. Династия Великих Моголов, владеющая, вероятно, большим количеством драгоценных камней, чем любая другая правящая семья в мире, сама находится в слабом состоянии. Посещение Дели неотразимо, как и сам Надир Шах.

В декабре 1738 года Надир-шах пересекает Инд в Аттоке. Через два месяца он разбивает армию императора Великих Моголов Мухаммед-шаха. В марте он входит в Дели. Завоеватель имеет железный контроль над своими войсками и поначалу город спокоен. Он нарушается, когда спор между горожанами и некоторыми персидскими солдатами перерастает в беспорядки, в ходе которых погибает 900 персов. Надир-шах и сейчас запрещает расправы, пока не осмотрит место происшествия. Но когда он едет по городу, в него кидают камни. Кто-то стреляет из мушкета, убивая близкого к шаху офицера.

В отместку он приказывает устроить резню. Убийство длится сутки. Число погибших составляет более 30 000 человек.

Удивительно, но когда император Великих Моголов умоляет о пощаде для своего народа, персидский завоеватель может ее оказать. Убийства прекращаются, начинается сбор ценностей Дели.

Неисчислимые богатства путешествуют на запад с персами. Добыча включает в себя два самых впечатляющих владения монгольских императоров — Павлиний трон, изготовленный по заказу Шах-Джахана, и алмаз Кох-и-Нур (Кохинур). Надир-шах может отправить домой из Дели указ о перечислении всех налогов в Персии на три года. Помимо драгоценностей и золота, он берет с собой 1000 слонов, 100 каменщиков и 200 плотников. Параллель с визитом Тимура 341 годом ранее почти точна.

Но Тимур, по крайней мере, создавал столицу в Самарканде. Надир-шаха мало интересует какая-либо деятельность, кроме завоеваний. Он берет Бухару в 1740 году и продолжает кампанию (хотя и с меньшим успехом, но с возрастающей жестокостью) до своей смерти в 1747 году, когда убийца зарезал его в своей палатке.

Достижение Надир-шаха состояло в том, что он заново собрал Персидскую империю путем завоевания. После его смерти она снова быстро разваливается. Восточная часть теперь начинает свое отдельное существование как Афганистан. Запад наслаждается редким периодом мира под предводительством племени Занд, Карим-ханом, эта династия правила с 1757 по 1794 год со столицей в Ширазе. За ним следует последняя из длинных династий Персии, Каджары.

Исторический Журнал
Добавить комментарий