История войн на море. Часть 1

От каноэ до военного корабля

 

Любое племя, владеющее примитивными лодками, вероятно, будет использовать свое преимущество на войне. Каноэ — отличный способ внезапно прибыть, чтобы застать врага врасплох.

Но морская война вряд ли заслуживает этого названия, пока лодки не станут достаточно большими и прочными, чтобы стать самостоятельными боевыми машинами. В наше время, с момента развития артиллерии, военные корабли в основном представляют собой плавучие огневые точки, предназначенные для поражения или потопления друг друга на расстоянии. На более ранних этапах морской войны они чаще служат площадками для рукопашного боя. Но у первых боевых кораблей есть еще одна особенность. Они предназначены для того, чтобы потопить вражеское судно, протаранив его. Это развитие связано с финикийцами — великим мореплавателем.

 

Финикийский дизайн с 1100 г. до н.э.

 

Финикия триремаФиникийский флот состоит из двух заметно отличающихся друг от друга кораблей. Приземистое парусное судно с закругленными краями используется для перевозки грузов и пассажиров. Более длинная лодка, также закругленная на корме, но с острым тараном вместо носа, предназначена для войны. Этот военный корабль представляет собой галеру, приводимую в движение веслами, что дает возможность увеличивать скорость и маневренность.

Таран вражеского корабля — основная тактика морской войны финикийского, греческого и римского периодов. Через тысячу лет после первого финикийского примера у римских военных кораблей был бронзовый клюв под носом, ниже уровня воды. Сами они защищены от этой формы нападения металлическими поясами вокруг судна.

Единственный способ увеличить чрезвычайно важную скорость финикийского военного корабля — это добавить больше гребцов. В некоторой степени это может быть достигнуто на более длинном корабле, но наступает момент, когда дополнительная длина приводит к структурной слабости. К 700 г. до н.э. финикийцы используют два яруса, один над другим, в типе сосудов, известных как биремы. В течение следующих двух столетий добавлен третий ярус, вероятно, греками.

Трирема — это судно, использовавшееся в войне в V веке до нашей эры между греками и персами. Ко времени Пунических войн галеры стали еще больше.

 

Афинский флот V век до нашей эры

 

Решение афинян инвестировать значительные средства в постройку трирем, в 483 г. до н.э., является поворотным пунктом в греко-персидской войне и в развитии греческой демократии — так как бедные граждане могут теперь в первый раз принимать участие в военных действиях как гребцы.

Точно неизвестно, где находится третья группа гребцов (прямо над второй или дальше в лодке на том же уровне), но весла варьируются от примерно 7 футов 6 футов (2,3 м) для самой нижней палубы до почти вдвое больше длины вверху. Удивительно, но вскоре появились еще две группы гребцов — опять же, никто не знает, как это сделать. Именно с более крупными кораблями такого типа в 3 веке до н.э. возникла новая военно-морская держава.

 

Первый римский флот 260-255 гг. до н.э.

 

квинкирема пентераВо время ранних стычек первой Пунической войны римляне захватили карфагенский военный корабль, севший на мель. Это разновидность, только недавно представленная в средиземноморских военно-морских силах. Как квинкверема, с пятью рядами весел (на которых гребут 300 гребцов), она больше и тяжелее, чем триремы, которые были стандартным кораблем греческой войны. Поскольку для победы на море необходимо таранить другие корабли, важен дополнительный размер.

Новый флот Рима должен состоять в основном из пятиярусных галер, скопированных с захваченного карфагенского образца. Сенат заказывает 100 штук вместе с 20 триремами и устанавливает удивительный срок постройки — два месяца. Что еще удивительнее — заказ, по всей видимости, выполнен.

Есть несколько опытных гребцов от союзников Рима у побережья Италии, но для гребли на этих судах потребуется более 30 000 человек. Их быстро обучают на суше, в построенных для этой цели корабельных каркасах. Даже в этом случае невозможно быстро научиться навыкам рукопашного боя на море, которые должны выполнять 120 морских пехотинцев на каждом боевом корабле.

Вместо этого римляне возлагают свои надежды на устройство, которое уже кратко фигурировало в греческой морской войне, но не принесло большого эффекта. Он разработан, чтобы дать римским солдатам, обученным в легионах, более устойчивую платформу для атаки.

трирема с ворономЭто устройство представляет собой навесной подъемный мост, который можно отпустить, чтобы он рухнул, когда рядом находится вражеский корабль. На его нижней стороне находится металлический наконечник, который пробьет палубу судна и удержит его, пока римские войска штурмуют. Смертельный удар из этого острого клюва дал устройству известное имя среди экипажей. Это «ворон». И это побеждает в их битвах.

Первая такая победа стала для карфагенян большим потрясением. У них есть преимущество в тридцать кораблей над неопытными римлянами, когда флоты встречаются в 260 г. до н.э. у Мила (ныне Милаццо), в нескольких милях к западу от Мессины. Но вороны позволяют римлянам уничтожить пятьдесят карфагенских кораблей, прежде чем остальные в панике разбегутся.

 

Битва при Акциуме 31 г. до н. э.

 

Римские военные корабли вскоре отказываются от ворона после его первых успехов против карфагенян. Причина, вероятно, в их больших потерях в штормовых условиях. Ворон в вертикальном положении мог оказаться тяжелым сверху.

Более изощренный метод удержания и абордажа вражеского корабля используется обеими сторонами в гражданской войне в битве у Акциума . Это катапульта, которая стреляет несколькими крюками на веревке, чтобы схватить вражеский корабль и притянуть его к себе для рукопашного боя.