Скульптура в стиле барокко

апполон и дафна

В эту эпоху было предостаточно мастеров скульптуры в стиле барокко, хотя некоторые были уникальными. Один из таких Бернини (1598–1680 гг.), который возможно, был даже больше известен как скульптор, чем как архитектор. Мастера своего дела, занимавшие высокие места в своей ниши, творили с одержимой производительностью, так как, несмотря на значимость архитектуры барокко, скульптура являлась самой характерной чертой христианского искусства эпохи барокко и, без сомнения, была самой распространенной.

И это случилось, в отличие от архитектуры и живописи, в создании художественной идиомы, в большей степени общей для всей Европы. Она оказала влияние на экстерьер почти каждого предмета искусства, созданного в ту эпоху. Если не вдаваться в философские рассуждения главная особенность барочной скульптуры — ее распространенность.

 

Виды скульптуры барокко

 

Пластическое искусство, созданное в эту эпоху, можно охарактеризовать по двум критериям: предметы, используемые чтобы украсить, с целью внести окончательные детали в архитектуру; и скульптура в традиционном смысле этого слова, как предмет сам по себе.

 

Скульптура в архитектуре барокко

 

Для архитектуры элементы скульптурного декора применялись три приема.

1) Представлял собой горизонтальную линию изваяний или других скульптур, завершающих верх строения. Это не являлось барочным новшеством, но в этот временной отрезок стало традиционной художественной чертой. Это случилось из-за ставшей популярным в ХVII в. традиции завершать строение «чердаком».

Практически это был невысокий бордюр, закрывающий покатые стороны кровли, что придавало строению вид снизу, завершающемуся фризом. Такая своеобразие почти всегда декорировалась рядом изваяний, постоянно размещаемых и контрастирующих на фоне небес. К примеру — Базилика Святого Петра в Риме, овальная аллея колонн которая являлась творением Бернини, и Версальский дворец, где место изваяний замещают большие урны и фронтоны. От крыш строений практика распростерлась и на другие места — стены, окружающие сады, бордюры мостов и т.д.

2) Следующее употребление скульптуры в архитектурном искусстве, состояло в замещении колонн в роли опоры — изваяниями, будь то кариатиды (опора в женском образе) либо теламоны (колонны мужского рода).Такое применение имело свою историю, и уходило корнями в период классической Греции, и было популярно позднее, в период барокко в Австрии и Германии.

 

Балдахин святого Петра3) И последнее, наиболее обыденное и гармоничное применение скульптуры с архитектурой было во фризах, гербах, свитках, трофеях и аналогичных компонентах. Комбинирование этих двух искусств дошло до того, что скульптура кажется, или практически становится архитектурой, как в балдахин Бернини в соборе Святого Петра, в котором роли двух форм совмещаются до какой-то степени в соответствии с влиянием барокко.

 

Традиционная скульптура

 

Работы, традиционно выполнявшиеся скульптором в прежние века, над гробницами, алтарями, памятными изваяниями и тому подобным, продолжались и в эпоху барокко. Как правило, у него были проекты, которые подходили, или даже могли быть приняты за сценографию, с театральным подходом, сродни постановке  на сцене — возможно, уместно в период, когда наблюдался рост мелодрамы и современного театра. Так, в боковом приделе Бернини представляет экстаз святого как театральное событие, причем члены семьи, заказавшие эту работу, изображены в натуральную величину, сидя в ложах, как будто они находятся в театре и смотрят спектакль. (Экстаз Святой Терезы (1647-52) Мрамор, Капелла Корнаро, Рим).

Традиционная барочная скульптура обычно имела два особенных свойства. Во-первых, она была технически гармонична. Мастерство барочных скульпторов представляло собой подлинную виртуозность, например, в передаче внешнего вида человеческой кожи в зависимости от того, был ли субъект мужчиной или женщиной, старым или молодым. Завитки, драпировки, различные ткани, шерсть и шелк, текстура доспехов — все было точно имитировано.

Таково было мастерство скульпторов над своим материалом, что в статуях, высеченных из мрамора, невозможно вывести или представить себе первоначальную форму блока. Микеланджело, олицетворявший идеалы итальянской скульптуры эпохи Возрождения, говорил, что статуя должна создавать впечатление, будто она может катиться с вершины холма вниз, не причиняя ему вреда. Ничего подобного нельзя было сказать о барочных скульптурах. У них есть то, что можно назвать фотографической целью — увековечить движение. Это включает в себя использование свободного, свободного дизайна, а также форм для человеческой формы, гораздо более тонких, чем те, которые считаются желательными скульпторами эпохи Возрождения.

Другой особой характеристикой в скульптуре того периода — и самой важной — было появление движения. Статуи никогда не изображаются в неподвижности или в позах покоя, но всегда в действии, и наиболее характерно в тот момент наименьшего равновесия, который является кульминацией движения, незаметный, но драматический момент, например, когда прыгун больше не поднимается, но еще не начал опускаться и неподвижен, в позе потенциала, в воздухе. Желая изобразить Аполлона в погоне за Дафной, Бернини выбрал самый драматический момент, когда Дафна трансформируется в лавровое дерево, чтобы убежать от бога: момент кульминации действия. (Аполлон и Дафна (1622-25) Мрамор, Галерея Боргезе, Рим.)

Именно из-за предпочтения движения контур, известный как figura serpentinata, змеевидная фигура, пользовался такой модой в семнадцатом веке. Как способ представления человеческой фигуры он впервые вышел на первый план во второй половине XVI века, в период, непосредственно предшествующий барокко. Эта форма облегчала представление тела в акте выполнения спирального движения или в быстром вращении, как у спортсмена, бросающего диск, или в борьбе.

Иногда композиция становилась преувеличенной, что наводило скорее на мысль о волнении, чем о движении. Иногда художник был настолько очарован производимыми им эффектами, своим техническим мастерством, что терял из виду гармонию всей композиции. Однако такой эффект всегда был вероятен, когда от работы мастеров мы переходим к работе подмастерьев.

Одним из достоинств барокко было то, что оно создавало условия, при которых второсортные работы могли быть ассимилированы в выполнение сложных произведений большей художественной ценности. Огромные фонтаны, населенные бородатыми фигурами, сатирами, нимфами, дельфинами и разнообразными чудовищами, которые украшали площади и проспекты барочных городов и садов, украшение больших лестниц во дворцах того времени, вплоть до лепнины и других обильных украшений галерей, салонов, церквей во всех видах интерьера. В этих произведениях общее впечатление создавалось иногда просто оргиастическое; В целом, однако, стиль барокко добился эффекта триумфа.

 

«Экстаз Святой Терезы» Бернини (капелла Корнаро)

 

Часовня Корнаро является центральным элементом роскошно украшенной барочной церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме. Это дом одного из самых чистолюбивых шедевров Бернини — «Экстаз Святой Терезы», спроектированный так, чтобы напоминать мини-театр. Заказанная кардиналом Ф. Корнаро и занимающая место вдоль боковой стены церкви, часовня представляет собой невероятную смесь живописи, скульптуры и проектирования убранства. Театрально освещенные скрытым окном в задней части алтаря, лучи божественного света падают на взволнованную, теряющую сознание Терезу в самом кульминационном моменте ее духовного экстаза.

Изваянная из белого мрамора, она окружена позолоченными бронзовыми «лучами», которые формально отражают божественный свет. Из изваянной и закутанной в плащ Терезы поднимается мраморный ангел, готовый вонзить стрелу в сердце Терезы. Образ следует за рассказом святой Терезы Авильской об ангеле, пронзающем ее сердце, стрелой божественной любви, символизируя тем самым ее мистический союз с Иисусом Христом. На невысоком рельефе, наблюдая за зрелищем из первых рядов оперных лож, изображены скульптурные группы семейства Корнаро. В целом это потрясающая смесь искусства и архитектуры, которая иллюстрирует многие основные черты барокко: драматическое религиозное воодушевление, движение, идеализм и уникальную скульптуру.

Исторический Журнал
Добавить комментарий