Преобразования Диоклетиана и Константина

Слабость Рима 3 век н. э.

 

Хаос в центре империи отражается в упадке имперского контроля. Это приносит определенные выгоды провинциям (в 212 году нашей эры Каракалла резко снижает особый престиж Италии, предоставляя римское гражданство всем вольнорожденным жителям империи), но также подвергает приграничные районы империи все возрастающим вторжениям варваров-соседей.

Даже там, где варваров держат в страхе, происходит потеря центральной власти. Военачальники в более отдаленных провинциях начинают вести себя почти как независимые правители, уделяя мало внимания Риму.

Одним из ответных шагов на этот упадок является попытка оживить империю путем возвращения к традиционным Римским ценностям. В 250 г. император Деций издает указ, согласно которому каждый гражданин должен совершить религиозное жертвоприношение римским богам в присутствии уполномоченного, который выдаст соответствующий сертификат соответствия. Христиане, принципиально отказываясь подчиняться, оказываются в прямом столкновении с государством и соответственно страдают.

Император Валериан поддерживает ту же религиозную политику, но также вводит в 253 году административную реформу, которая будет иметь долгосрочные последствия. Он делит империю на две зоны ответственности — Восточную и Западную.

Валериан назначает соправителем своего сына Галлиена. Галлиен был поставлен во главе Западной империи, с ответственностью за удержание границ на Рейне и Дунае. Валериан марширует на восток, чтобы справиться с постоянной угрозой со стороны Персии.

Валериан почти не добился успеха (в 260 году он был захвачен персами и умер в плену), и его решение о совместном правлении не последовало за его непосредственными преемниками. Но он принят Диоклетианом, человеком, который восстанавливает стабильность Римской империи. Именно о преобразованиях Диоклетиана и Константина пойдет речь в следующих частях этой статьи.

 

Реформы и преобразования Диоклетиана

 

Гай Аврелий Валерий ДиоклетианДиоклетиан, командующий армией близ Босфора, провозглашается императором своими собственными войсками, когда в 284 г. приходит известие о том, что его предшественник был убит. Он идет на Запад, убивая соперника-претендента в битве 285 года. Последовательность событий отражает множество предыдущих случаев в этом столетии, когда узурпаторы, поддерживаемые своими собственными армиями, претендовали на трон. Но Диоклетиан разрушает эту модель анархии.

Ему повезло в том, что границы государства недавно были отодвинуты назад к их прочно установленным линиям на севере и востоке. Этот необычный период стабильности используется, чтобы провести смелые и в высшей степени схематичные реформы и преобразования Диоклетиана в управлении страной.

Он не только делит государство географически на Восток и Запад (по примеру Валериана). Он даже делит традиционный императорский титул — Август Цезарь — на два ранга: старший — Август и младший — Цезарь.

Также он назначает своего друга Максимиана соправителем, давая ему Западную империю и титул Августа. Официально Диоклетиан и Максимиан должны быть равны, но тонкое добавление к титулу ясно показывает, кто здесь главный. Диоклетиан на Востоке — это теперь Август Юпитер, представляющий Юпитер на земле. Максимиан на Западе — это август Геркулес, замещающий Геракла. Как известно любому римлянину, Геракл — мускулистый герой, но верховным богом является Юпитер.

Семь лет спустя, в 292 г., каждый Август получает Цезаря в качестве лейтенанта. Галерий, назначен служить вместе с Диоклетианом на востоке, Констанций — с Максимианом на Западе. Каждый Цезарь женится на дочери своего Августа. Каждый из них имеет статус со-императора.

С самим Диоклетианом во главе этой группы эта четверка, основанная на дружбе и браке, прекрасно справляется с удержанием империи (хотя уже в 303 году христиане внезапно подвергаются новой и крайней волне гонений). Все четверо мужчин, как и почти все императоры этого периода, происходят из скромного или крестьянского происхождения. Это лидеры с большим практическим опытом, которые хорошо зарекомендовали себя в военных походах.

Но Диоклетиан слишком оптимистичен, ожидая, что этот план правительства переживет его собственный уход. В 305 г. он заболевает и уходит в отставку как Август. Он настаивает, чтобы Максимиан сделал то же самое, позволив ему возвысить двух Цезарей до ранга Августа и назначить еще двух Цезарей.

На бумаге это выглядит логично, но в оставшиеся годы своей жизни Диоклетиан видит, как рушится его тщательно выстроенное здание. В 306 г. Констанций, Август Запада, внезапно умирает. Его войска провозглашают его сына Константина Августом вместо него. Но у конкурентов, есть другие идеи. К 308 году не менее шести человек претендуют на звание Августа. Повторяется знакомая картина Римской империи. Гражданская война неизбежна.

 

Константин 306-337 гг.

 

Император Константин 1Константину, вероятно, было около двадцати лет в 306 году, когда его отец Констанций умер в Йорке. Большую часть последних десяти лет молодой человек провел при дворе Диоклетиана. Но он присоединился к лагерю своего отца в прошлом, 305 г., после продвижения Констанция на пост Августа на Западе. Поэтому Константин известен легионам в Британии. В 306 году, вопреки приказам из центра империи, они провозгласили его Августом.

Заключаются компромиссы, дающие Константину власть над Британией и Галлией. Но по мере появления новых претендентов Константин делает ставку на большую долю власти. В 312 году он идет на юг и вторгается в Италию.

 

Битва у Мульвийского моста 312 год

 

Загадочное решение Константина в октябре 312 года теперь можно рассматривать как один из величайших поворотных моментов истории. Он расположился лагерем к северу от Рима, готовясь сразиться со своим соперником за контроль над западной империей. Он решает, что его люди должны носить на своих щитах христианский символ — монограмму, известную как Хи-Ро, образованную из первых двух греческих букв слова Христос.

Константин выигрывает битву у Мульвийского моста. Его соперник умирает, убегая назад через Тибр, когда рушится мост из лодок. По мнению Константина, он выиграл это решающее сражение в союзе с Богом христиан. Результаты оказались весьма впечатляющими.

Официально признанный Сенатом Августом Запада, Константин немедленно принимает меры в пользу гонимых христиан. Он восстанавливает конфискованное церковное имущество и предлагает государственные средства нуждающимся церквям. В 313 году он устраивает встречу в Милане с Лицинием, одним из двух претендентов на титул Августа на Востоке. Он убеждает его следовать той же политике.

Позже в том же году Лициний побеждает своего соперника на Востоке. Теперь он тоже провозглашает политику религиозной терпимости, предлагая христианам компенсацию за причиненные им обиды.

 

Первые церкви 312-337 гг.

 

Конкретное свидетельство нового статуса христианства усматривается в появлении первых церковных зданий. Эта перемена наиболее заметна в Риме, самой сильной христианской общине. До сих пор, несмотря на размеры Конгрегации христиан в Риме, богослужение проводилось тайно в частных домах. Внезапно церкви становятся общественными зданиями, городскими достопримечательностями, такими же выдающимися, как храмы языческого культа.

Некоторые церкви развиваются из частных домов, уже используемых для богослужения.

Константин основывает в Риме три важные церкви. Одна из них, предназначенная для городского собора, расположена непосредственно рядом с его собственным Латеранским дворцом, уже представленным христианам в качестве резиденции Папы Римского. Это церковь Святого Иоанна Латеранского.

Две другие церкви Константина в Риме построены в честь двух мучеников города, Петра и Павла, на предполагаемых местах их захоронений. Один из них находится за пределами Старого города и называется S. Paolo fuori le Mura (Святой Павел за стенами). Другой, в Ватикане, — это Собор Святого Петра, и оба они с тех пор были перестроены.

 

Новый Рим 330 год

 

Константин, ныне твердо стоящий во главе всей Римской империи (первый человек за долгое время, оказавшийся на этом посту), планирует еще одну инициативу, столь же важную, как принятие им христианства. Сразу же после поражения Лициния он приступает к восстановлению Византии как христианской столицы — города, в котором языческие жертвоприношения, центральный обряд императорского Рима до сих пор, строго запрещены.

К 330 году нашей эры город уже готов к церемонии инаугурации. Византия приобретает два новых имени — Новый Рим и Константинополь, город Константина. Римская империя в течение восемнадцати лет после первой победы Константина имеет новую религию, новый центр тяжести и значительное изменение культуры.

Греция всегда была главным культурным влиянием на Рим, и греческий язык является языком жителей Византии. С основанием Константинополя старая культура эффективно поглощает своего энергичного молодого соперника. Даже название Константинополь — Κωνσταντινούπολις — Константину́полис — греческое (полис — город).

Но Константинополь — это еще и Новый Рим, столица Римской империи. Греки этого города еще долго будут называть себя римлянами. На протяжении нескольких столетий Константинополь олицетворял собой как конец Римской империи, так и начало Византийской империи. Между тем Рим постепенно устанавливает новую идентичность, как резиденция христианского папы.