История Аргентины кратко

История Аргентины

Вице-король Ла-Платы 1776-1810 гг.

 

В течение первых двух веков владений испанской империи этот обширный регион, на протяжении от Анд до Буэнос-Айреса, является наименее рассматриваемой частью Латинской Америки. Ему не хватает золота или серебра, которые привлекают искателей приключений из-за Атлантики, в сравнении с теми же Мексикой и Перу. Прямой связи с Испанией не существует, все официальные контакты осуществляются через вице-королевство в Лиме. Большинство ранних поселений основаны колонистами, переезжающими в регион из Перу или Чили. В 1726 году население Буэнос-Айреса составляет всего 2200 человек.

борьба за независимостьНо статус области постепенно улучшается в течение 18-го века, особенно после административной реорганизации в 1776 году.

До этого времени регион был частью наместничества Перу, находящейся на очень большом расстоянии от Лимы. В 1776 году вся территория, от восточного боливийского нагорья через Парагвай, Уругвай и Аргентину до южной оконечности континента, получила отдельный статус вице-короля Ла-Платы со столицей в Буэнос-Айресе.

Жители Буэнос-Айреса открывают для себя новое волнующее чувство гордости в 1806 году, после того как британский флот прибывает и захватывает город. Испанский вице-король бесславно бежит, после чего Креольская милиция во главе с Сантьяго де Линьером изгоняет непрошеных гостей самостоятельно. В течение трех лет Линьер правит вместо отсутствующего вице-короля. Буэнос-Айрес находится в настроении использовать любые будущие возможности.

 

Аргентина и Сан-Мартин 1810-1816 гг.

 

Аргентина делает свой первый шаг к независимости легче, чем большинство других регионов испанской империи, отчасти из-за событий 1806-09 годов в Буэнос-Айресе. Когда события в Испании в 1808 году заставляют сделать выбор в пользу cabildo abierto (открытое городское собрание) в Буэнос-Айресе 25 мая 1810 года быстро решает создать автономное местное правительство от имени свергнутого Фердинанда VII.

Однако вскоре за этим первым шагом следует ожесточенный конфликт с противостоящими силами роялистов в других частях провинции. Известие об этом конфликте возвращает в Буэнос-Айрес офицера аргентинского происхождения, служившего в испанской армии Хосе де Сан-Мартина.

Jose-de-San-MartinКогда Сан-Мартин достигает Аргентины в 1812 году, армия патриотов находится под командованием Мануэля Бельграно, юриста из Буэнос-Айреса, который получил свой первый военный опыт в качестве участника креольской милиции в 1806. В первые годы войны за независимость Бельграно имеет успехи против роялистских войск в предгорьях Анд на крайнем северо-западе Аргентины, в Тукумане (1812 г.) и Сальте (1813 г.). Но он потерпел поражение на севере, в Боливии, в 1813 году. В 1814 году его заменяет в качестве командира Сан-Мартин.

Все эти сражения были близки к главному источнику силы роялистов, богатому и консервативному наместничеству Перу. Сан-Мартин делает вывод, что независимость Латинской Америки никогда не будет надежной, пока Перу не будет завоевано.

Независимость Аргентины официально провозглашена 9 июля 1816 года, отказавшись от любых притязаний, которыми хунта управляла от имени Фердинанда VII . (Решение упрощается благодаря реакционному и некомпетентному правлению испанского короля после того, как он восстанавливает свой трон в 1814 году.) Тем временем Сан-Мартин собирает и готовит армию для своего долгосрочного плана кампании против Перу. Он решил провести двойную атаку, начав с вторжения в Чили.

У Сан-Мартина уже есть важный чилийский союзник в Бернардо О’Хиггинсе, он тесно связанном с началом движения за независимость в Чили, но с 1814 года беженец в Аргентине.

 

Объединенные провинции Рио-де-ла-Плата 1816-1828 гг.

 

Сан-Мартин идет на запад в Чили в январе 1817 года, через несколько месяцев после официального провозглашения полной независимости Аргентины. Он оставляет своих соотечественников в Аргентине с задачей формирования нации из того, что было огромным, но относительно нецентрализованным наместничеством Ла-Платы.

Амбиции многих в Буэнос-Айресе состоят в том, чтобы их город оставался столицей всего наместничества. Но в 1817 г. это уже выглядит несчастной надеждой. Парагвай решительно пошел своим путем в 1811 году и к 1814 стал регионом, почти непроницаемым для посторонних. Уругвай становится полем битвы между Аргентиной и Бразилией, пока в 1828 году оба не примут его в качестве независимого буферного государства между ними.

Это оставляет большую площадь, состоящую в основном из аллювиальной равнины между Андами и Атлантикой, которая составляет большую часть современной Аргентины. Но даже это трудно удержать вместе, поскольку внутренние районы решительно сопротивляются каждой попытке Буэнос-Айреса превалировать в качестве столицы.

Борьба между унитаристами (за централизацию) и федералистами (требующими автономии для регионов) становится главной политической проблемой в первые годы существования республики. Но этот вопрос несколько академичен с 1835 года во время диктатуры Хуана Мануэля де Росаса — как это ни парадоксально, лидера федералистов, но человека, обладающего личной властью контролировать каждый регион нации.

 

Росас и Уркиза 1835-1861 гг.

 

Аргентина географически не похожа на другие страны Южной Америки, с ее обширными открытыми равнинами (пампасами, от индейского слова, означающего плоскую местность). На которых скот пасется, в имперские времена ковбоями-метисами или гаучо (вероятно, от индейского — бродяги).

Juan Manuel de RosasХуан Мануэл де Росас из знатной испанской семьи и владеет обширными ранчо, но он живет среди ковбоев и обучает их своим жестким стандартам. В первые годы независимости он завоевывает внушительную репутацию лидера нерегулярных войск.

В 1829 году Росас избран губернатором провинции Буэнос-Айрес. К 1835 году он успешно навязал свою волю всем другим местным губернаторам. Его статус теперь официально повышен до уровня диктатора. Эффективно используя персонализм (его портрет даже изображен на церковных алтарях), он навязывает Аргентине жестокий репрессивный консервативный режим.

Росас проводит энергичную националистическую политику, которая нравится его народу (он, например, решительно реагирует на захват Британии Фолклендских островов), но он заходит слишком далеко, когда вмешивается в уругвайскую гражданскую войну — предоставляя свою помощь в 1843 году для осады Монтевидео, которое в конечном итоге длится почти девять лет.

Это затруднение, а также неспособность Росаса обеспечить провинции федеральной Конституцией, привели к тому, что в 1851 году его сверг один из его собственных губернаторов провинции, Хусто Хосе де Уркиса.

Хосе де УркисаУркиса собирает армию, чтобы снять осаду Монтевидео, и побеждает войска, преданные Росасу, при Касеросе в феврале 1852 г. Затем он созывает конвенцию, которая обеспечивает Аргентину в 1853 году необходимой конституцией. Уркиса избран президентом в 1854 г. на шестилетний срок. Первой столицей во вращающейся последовательности должна быть Парана. Но есть одно явное упущение в этой новой конфедерации. Буэнос-Айрес, настаивая на лидерстве нации, отказывается присоединиться.

Проблема снова решена на поле битвы. В 1861 году в Павоне провинциальные войска Буэнос-Айреса под командованием Бартоломе Митре разгромили национальную армию Уркисы. В следующем году Митре (выдающийся автор и историк, а также солдат) избирается президентом. Он переносит столицу в Буэнос-Айрес, где остается с тех пор.

В своей краткой истории Аргентина, после пятидесяти лет независимости, окончательно утвердила свою политическую идентичность. Между тем ее экономическая природа вот-вот подвергнется трансформации.

 

От гаучо до пеонов конец 19 века

 

Аргентинские пампасы традиционно являются зоной беззакония, заповедником дикого скота и лошадей (потомков животных, от испанского домашнего использования). Единственные коренные жители района, американские индейцы, почти истреблены колонистами в серии войн 19-го века. В 1878-79 годах оставшиеся индейцы либо были убиты, либо изгнаны на юг в Патагонию в ходе кампании под командованием Хулио Рока, генерала, который был избран президентом Аргентины в 1880 году благодаря этому успеху.

Его победа над индейцами является значительным шагом в процессе, который постепенно преобразует пампасы.

Как и во всем мире в 19 веке, строительство железной дороги соединяет отдаленные регионы. Сельскохозяйственные рабочие могут быть легко привлечены в ранее недоступные регионы, а их продукция может быть дешево вывезена. В то же самое время колючая проволока становится доступной для ограждения на больших площадях. Владельцы Великих Эстанций (ранчо) понимают, что дикие стада и гаучо являются неэкономичным использованием этих холмистых местностей. Гораздо более выгодным является разведение крупного рогатого скота и овец. И во многих частях пампасов урожайность пшеницы и кукурузы может быть еще более высокой.

Гаучо больше не нужны. На их месте спрос на пеонов или сельскохозяйственных рабочих.

С этим новым окном экономических возможностей аргентинское правительство поощряет иммиграцию из Европы. Безусловно, самая большая группа вновь прибывших из Италии и Испании, причем итальянцы немного более многочисленны. Но есть также значительное число французских, немецких, польских, турок и русских евреев (более трех миллионов прибывают из Европы в период с 1860 по 1940 год).

В Аргентине уже коренное население меньше, чем в других частях континентальной Латинской Америки. К этому теперь добавляется более высокий уровень иммиграции. Становится самой европейской республикой в ​​Южной Америке. Но пока здесь власть и богатство остаются в руках очень немногих избранных.

 

Аргентинское Аграрное общество 1866-1916 гг.

 

Когда сельское хозяйство начинает развиваться во второй половине ХIХ века, плодородные регионы пампасов разделены на обширное ранчо принадлежащего не более чем 300 семьям. Каждая эстансия (владение) охватывает сотни тысяч акров.

С богатством в очень немногих руках олигархия почти неизбежна. С президентством Хулио Рока в 1880 году начинаются три десятилетия, в течение которых пост (вместе с его материальными благами) передается из рук в руки среди небольшого круга друзей и родственников в «Аргентинском Аграрном обществе» (орг. в 1866).

К 1890-м годам эта ситуация вызвала достаточное возмущение для формирования двух оппозиционных групп — Радикальной партии в 1892 году (проводящей кампанию от имени всех оттенков политических взглядов против коррупции режима) и в 1895 году конкретно левой социалистической партии.

К 1912 году политические беспорядки настолько взрывоопасны, что правящая группа неохотно уступает избирательной реформе. Теперь должно быть тайное голосование и всеобщее избирательное право мужчин. На следующих выборах, в 1916 году, олигархия окончательно отстранена от власти. Новым президентом является лидер Радикальной партии Иполито Иригойен.

Исторический Журнал
Добавить комментарий