Скульптура древнего Египта

скульптура древнего египта

Египетский стиль скульптуры с 3100 года до н. э.

 

Первой цивилизацией, установившей узнаваемый художественный стиль, является Египет. Скульптура древнего Египта и ее черты следуют странной, но удивительно последовательной традиции, согласно которой ступни, ноги и голова каждой человеческой фигуры показаны в профиль, а туловище, плечи, руки и глаза изображены как бы спереди.

Таким образом, надо признать, художник способен подойти к каждой отдельной черте с самого легкого ракурса. Это удобная условность, и она используется как в живописи, так и в скульптуре с низким рельефом. Часто их совмещают, причем краску наносят на, слегка вылепленные фигуры.

Скульптура древнего ЕгиптаЕгипетский стиль в полной мере можно увидеть в одной из самых ранних сохранившихся скульптур — рельефе на сланцевой плите, который фараон Нармер заказал примерно в 3100 году до нашей эры, чтобы отпраздновать победу.

Фараон держит своего поверженного врага за волосы и угрожает ударить его. Меньшая фигура слева несет королевские сандалии. Она меньше не потому, что находится дальше, а потому, что он ниже по рангу. Египетская перспектива по существу иерархична.

 

Погребальная скульптура древнего Египта 3-е — 2-е тысячелетия до н. э.

 

Спустя некоторое время после 3000 года до нашей эры в Египте вошло в обычай помещать в гробницы сидячие статуи царственных особ и выдающихся чиновников. Принц Рахотеп и его жена Нофрет похоронены принц рахотеп и его супруга нофретпримерно в 2500 году до нашей эры. Царевич занимал высокий правительственный пост, и Нофрет, по-видимому, любимица фараона, также занимала официальную должность во дворце.

Их нарисованные изображения и сверкающие глаза из кварца настолько реалистичны, что люди, которые, в конце концов, раскопали их в 1871 году — как сообщается, бежали в ужасе.

Более скромные фигуры также помещаются в египетских царских гробницах, чтобы обеспечить знакомые услуги в следующем мире. Они часто имеют поразительно жизнеподобное качество. Женщины опускаются на колени, чтобы перемолоть зерно для королевского хлеба. Среди слуг мужского пола писец является постоянной фигурой.

Эти писцы дают увлекательное представление о духовных методах того времени. Короткая юбка писца, сидящего со скрещенными ногами, туго натянута между бедер. На эту поверхность он кладет свой папирус, держа свернутую часть свитка в левой руке. Его правая рука со стилусом между большим и указательным пальцами готова записать следующую инструкцию.

 

Сфинкс — около 2500 года до нашей эры

 

Самая колоссальная скульптура древнего мира — египетский Сфинкс. Огромный лев с человеческим лицом вырезан в центре известняковой каменоломни, после того как тонны камня, которые когда-то окружали его, были вырублены и использованы, чтобы сформировать самую большую из трех соседних пирамид, пирамиду фараона Хуфу.

Сфинкс охраняет пирамиды в Гизе. Считается, что его лицо имеет черты Хафра, сына Хуфу, чья собственная пирамида лишь немного скромнее, чем пирамида его отца.

 

Эхнатон и Нефертити около 1340 года до н. э.

 

Скульптуры, найденные в доме Тутмоса, придворного мастера в Телль-эль-Амарне, показывают уровень реализма, достигнутого в Египте 14 века до н. э. Вдохновленный наставлением фараона Эхнатона, в том, что художник должен стремиться к правдивости.

Наиболее известны различные головы жены Эхнатона, Нефертити. Одна из них (ныне в Берлине) стала, пожалуй, самой известной из древнеегипетских скульптур.

Наши знания о египетской скульптуре и декоративном искусстве значительно расширились благодаря счастливой случайности. Примерно в 1324 году до нашей эры умирает молодой фараон. Его правление, длившееся около девяти лет, было незначительным. Главным событием при его правлении стало обращение вспять религиозных реформ Эхнатона, его предшественника. Так что его имя было бы мало кому известно, если бы не одна необычная деталь. Его погребальная камера почти полностью ускользает от внимания грабителей могил.

В результате сейчас, более 3000 лет спустя, он является самым известным из фараонов. Гробница, когда ее, наконец открыли, оказалась удивительной сокровищницей египетских артефактов. Молодой человек, захороненный в ней — это Тутанхамон (см. гробницу Тутанхамона).

роспись в гробнице тутанхамонаСамым запоминающимся предметом в гробнице Тутанхамона является позолоченный трон с его явно интимной сценой, царица Тутанхамона, Анхесенамон, нежно поглаживает его плечо.

Но в эту сокровищницу также входят массивные золотые головы царя, инкрустированные драгоценными камнями. Его фигуры в полный рост в различных обличьях, драматические животные, детализированные алебастровые лодки и впечатляющие рельефы на позолоченном алтаре, а также бесчисленные другие предметы, которые демонстрируют как художественность, так и техническое мастерство египетской скульптуры.

 

Скульптура древнего Египта Абу-Симбел ок. 1250 г. до н. э.

 

Когда фараон Рамзес II решает воздвигнуть себе великий памятник у первого порога Нила (как бы для господства над побежденной южной провинцией Куш). Он задумывает самое раннее и, вероятно, самое впечатляющее из всех высеченных в скале святилищ, украшенных скульптурами.

храм Абу СимбелВ Абу-Симбеле над Нилом возвышается пологая скала из песчаника. Перед скульпторами и рабочими Рамсеса ставится задача прорубить поверхность скалы — обнажить первые четыре колоссальные сидячие статуи самого фараона (каждая высотой около 20 метров), а затем, по мере того как они будут прорубаться дальше, — плоский фасад, на фоне которого видны эти великие скульптуры древнего Египта.

С внушительным фасадом храма, достигнутым таким образом, следующая стадия еще более примечательна. В центре фасада на уровне земли вырезана высокая прямоугольная полость. По мере продолжения раскопок это пространство оказывается массивным дверным проемом во внутреннюю камеру (однако имитация перемычки двери не достигает даже колен четырех сидящих статуй).

Когда работа, наконец, закончена, три соединенные камеры устремлены вглубь за эту дверь — вместе простираясь на 56 метров в склон холма. Коридор через первый большой зал образован четырьмя парами колонн, оставленных на месте, чтобы поддерживать скалу наверху. Каждая колонна высотой 9 метров вырезана в виде стоящего изображения Рамзеса в нубийском одеянии.

Стены за колоннами покрыты резьбой и расписаны сценами триумфа Рамзеса. Он представлен в нескольких военных кампаниях, с особым акцентом на его доблестное поведение в своей колеснице в битве при Кадеше. Он и его сыновья приносят в жертву Амон-Ра пленных нубийцев, хеттов и сирийцев.

Вторая комната ведет в третье, внутреннее святилище, где Рамсес восседает как Бог рядом с Амон-Ра. В два дня года, 22 февраля и 22 октября, лучи восходящего солнца проникают в самую заднюю часть храма, чтобы упасть на эти две центральные фигуры.

В 1960-х годах этому необычному храму угрожает строительство Египтом Асуанской плотины. Воды Нила, поднимающиеся за плотиной, полностью затопят эффектную часть саморекламы Рамзеса.

Ситуацию спасает крупная международная акция, организованная ЮНЕСКО. Храм высекается из скалы и разрезается на куски, чтобы быть вновь собранным на склоне холма выше предполагаемого уровня воды.