История Франции Капетинги

История Франции Капетинги

Викинги во Франции 9-12 века

 

Как и везде на северо-западе Европы, набеги викингов на побережье Франции постепенно перерастают в заселение. В последние десятилетия IX века датчане владеют территорией в нижнем течении Сены. В начале 10 века к ним присоединяется норвежец, уже отличившийся в приключениях в Шотландии и Ирландии. Его зовут Хрельфр. В западной истории он известен как Гангер Ролло.

Ролло становится лидером Сенских викингов, и к 911 году он достаточно силен, чтобы осадить французский город Шартр. Осада заканчивается, когда франкский король Карл III соглашается в Сен-Клер-сюр-Эпт предоставить Ролло феодальные права на территорию вокруг Руана.

Слово викингов для скандинава – это северянин, что в средневековом французском языке становится нормандцем. Ролло Викинг и его преемники, быстро расширившие свою территорию за пределы своего первоначального феодального владения, известны поэтому как норманны. Их герцогство в более широких пределах становится и остается Нормандией. Потомки Ролло правили Нормандией в течение двух столетий, пока мужская линия не угасла в 1135 году со смертью Генриха I. Между тем они стали страстными христианами (Ролло крещен, хотя его сын Вильгельм I — первый норманнский герцог, полностью приверженный религии). Но они ничего не теряют от своего беспокойства викингов, которое находит выражение в приключениях за пределами Нормандии.

 

Феодальные выскочки 9-10 вв.

 

Внешняя угроза со стороны мародерствующих викингов на западе и мадьяр на востоке усугубляет и без того серьезную внутреннюю проблему феодальных династий потомков Карла Великого. Феодализм с его децентрализацией военной и территориальной власти в лучшие времена имел тенденцию способствовать региональной независимости. В периоды кризиса, когда регионы должны быть хорошо вооружены, чтобы дать отпор захватчикам, почти неизбежно, что феодалы, держащие большие участки приграничных территорий, набирают силу до тех пор, пока не смогут бросить вызов своему собственному королю.

Баронские претенденты нарушили престолонаследие на западе Франкского королевства с конца 9 века и в восточном королевстве несколькими годами позже.

Главным соперником королей Каролингов в Francia Occidentalis является семья Роберта Сильного. Граф обширных территорий вокруг Луары, он играет ведущую роль в борьбе против норманнов. Его сын Эд присоединил Париж к своим феодальным владениям и успешно защитил его в 885–886 годах от осады норманнами.

Когда западно-франкский король умирает в 888 году, дворяне избирают на его место Эда, вместо члена династии Каролингов. Впоследствии корона возвращается к каролингским монархам, но к середине 10 века они правят только при поддержке потомков Роберта Сильного. Один из них, Гуго Великий, иллюстрирует природу могущественной базы великого дворянина.

Часть силы Гуго проистекает непосредственно из его феодальных земель. Он граф Парижа с большими территориями между Сеной и Луарой. Он также приобретает романтический резонансный титул, способный вызвать особую лояльность, с 937 г. он именуется «герцогом франков». И у него есть полезные шурины, его первая жена — сестра англосаксонского короля Англии, вторая — сестра императора Оттона I.

Что еще более удивительно, Гуго — светский настоятель по крайней мере четырех великих монастырей, что принесло ему значительное богатство и авторитет в обширной сети бенедиктинцев. Это удивительное портфолио, созданное еще в 10 веке, раскрывает своеобразное сочетание светской и религиозной власти в европейском феодализме.

В разные периоды Гуго поддерживает и выступает против династии Каролингов в западно-франкском королевстве, в зависимости от того, где, по его мнению, лежат интересы его собственной семьи. Когда он умирает в 956 году, у него остается трое сыновей, он значительно расширил свою территорию вокруг Парижа и закрепил за своими потомками важное герцогство Бургундское.

Около тридцати лет спустя, в 987 году, старший сын Гуго — также Гуго — избирается королем западно-франкской знатью, а не каролингским претендентом. Его прозвище из-за капы или «накидки», которую он носит, — Гуго Капет. Его потомки стали известны как Капетинги.

 

Капетинги, короли Франции 987-1328 гг.

 

Выбор Гуго Капета королем в 987 году — это момент, когда западная половина империи франков безошибочно становится Францией. По счастливой случайности у Гуго и его потомков в двенадцати поколениях есть сыновья, которые наследовали им без конфликтов по прямой линии королей Франции, правивших из Парижа. У последнего из этих королей нет живого наследника, но ему следуют на троне два брата, что составляет в общей сложности пятнадцать королей Капетингов по так называемой «прямой линии».

Тем временем герцогство Бургундское, хотя и является отдельным королевством, принадлежит членам одной и той же семьи, начиная с двух братьев Гуго Капета. Они склонны действовать в союзе со своими кузенами на троне Франции.

В первые годы правления династии Капетингов их феодальные земли вокруг Парижа невелики по сравнению с владениями других могущественных герцогов и графов. Капетинги постепенно расширяют свою власть (у них есть преимущество как у королей, поскольку они могут требовать различных королевских пошлин, прав и налогов по всей Франции). Но и другие великие лорды также укрепляют свои территории, расширяя их войной, укрепляя их строительством каменных замков, успокаивая их созданием монастырей.

Безусловно, самая большая угроза королевской династии исходит от соседних графов Анжуйских, которые в результате благоразумных браков стали Плантагенетами, правителями Англии, Нормандии и большей части западной Франции.

 

Земли за Ла-Маншем 11-15 вв.

 

Норманнское завоевание Англии создает новую ситуацию на северо-западе Европы. Земли по обе стороны Ла-Манша с этого времени находятся под контролем одной династии. Короли Англии также являются герцогами Нормандии.

Нормандско-французская королевская семья, коронованная в Вестминстере, стремится расширить свои территории на французской стороне моря. В то же время франко-французская королевская семья, коронованная в Реймсе, стремится утвердить свою власть над всем географическим регионом Франции. Результатом является затяжная борьба, в конечном итоге растянувшаяся на четыре столетия, в ходе которой постепенно формируется идентичность двух сильнейших королевств средневековой Европы.

Борьба — это не просто война и сражения. Это сложная игра династических браков и взаимосвязанных обязательств. Вильгельм Завоеватель, король Англии, технически является вассалом короля Франции — в другой своей роли герцога Нормандии.

Еще более драматичным является случай с правнуком Вильгельма, Генрихом II. Хотя он является вассалом французского короля, его земли занимают регион Франции, который больше, чем королевские владения. Французский король правит королевством вокруг Парижа и Орлеана на севере. Генрих II унаследовал обширную территорию на всем западе страны.

Генрих получает Анжу от семьи отца, а Нормандию (вместе с Англией) через мать. Но его крупнейшее владение в континентальной Европе связано с его браком с Элеонорой Аквитанской. Генри — ее второй муж. Ее первым был король Франции Людовик VII. Если бы не этот брачный переход, Людовик, а не Генрих, закрепил бы за Элеонорой регионы Аквитании и Гаскони.

Таким образом в феодальной Европе приобретаются или теряются территории. Главными игроками в этой обширной настольной игре являются две французские династии — нормандская французская линия в Англии и франкская (или Капетингская) линия во Франции.

Принцы двух домов женятся в пределах одного и того же ограниченного круга, поэтому Западная Европа становится взаимосвязанной паутиной франкоязычных кузенов, часто имеющих хорошие претензии на территории друг друга. Людовик VII и Генрих II подали яркий пример, как короли Франции и Англии, которые женились на одной и той же наследнице из Аквитании. Но то же самое можно сказать и об их преемниках.

Короли, следующие за Генрихом II на троне Англии, женятся в этой последовательности на дочерях правителей Наварры, Ангулемы, Прованса, Кастилии, Франции, Эно, Богемии, Наварры, Франции и Авиньона. В этот же период короли Франции женятся на дочерях Наварры, Прованса, Кастилии и Эно.

В долгосрочной перспективе преимущество принадлежит французским королям. Географическое положение делает Ла-Манш естественной границей. Постепенная тенденция от лоскутных феодальных территорий к сплоченному национальному государству означает, что в конечном итоге надлежащее место для англичан должно быть к северу и западу от этой прибрежной границы.

Процесс долгий, окончательно не разрешившийся до конца Столетней войны. Французы впервые добились больших успехов за счет нормандских англичан во время правления Филиппа II.

 

Филипп II и Людовик IX 1180–1270 гг.

 

Династия Капетингов значительно расширила свою власть во Франции за два правления деда и внука, которые вместе правили почти девяносто лет.

Дед — Филипп II. Когда он вступает на престол в 1180 году, большая часть Франции подчиняется не Парижу, а Вестминстеру. Генрих II, восседающий на английском престоле, имеет среди своих наследственных владений Нормандию, Мэн, Анжу, Турень, Аквитанию (подаренную его старшему сыну Ричарду) и Бретань (подаренную его второму сыну Джеффри). Технически английский король является феодальным вассалом французского короля на этих территориях. Но между такими могущественными правителями это не более чем вежливость.

К концу правления Филиппа, в 1223 году, он использовал феодальный предлог (неявка английского короля по вызову) как предлог для захвата Нормандии, Мэна, Турени и Анжу. Он завершает эту программу вооруженных приобретений в 1204-1205 гг. Территории образуют удобный блок с королевским центром вокруг Парижа.

На севере Филипп заключает союзы, которые берут под его контроль Артуа, Валуа и части Фландрии. В последние годы его правления крестовый поход против альбигойцев привел к тому, что большая часть юга Франции была присоединена к французской короне.

Сын Филиппа правил всего три года, как Людовик VIII. Его смерть в 1226 году приводит на престол 12-летнего внука Филиппа, Людовика IX. Вклад Людовика в правление, которое продлится до 1270 года, заключается в стабилизации недавно расширенного наследства Капетингов.

Это задача, для которой он хорошо подходит. Его репутация среди современников как человека мудрости и благочестия не является маской слабости. Мерой этой репутации является принятие англичанами Людовика в качестве арбитра в 1264 году между Генрихом III и его баронами .

Благочестие святого Людовика (он канонизирован в 1297 г.) вполне соответствует духу своего времени. Он создает одно из самых впечатляющих готических зданий, Сент-Штапель, для размещения реликвии — предполагаемого тернового венца. И он дважды отправляется в крестовый поход на Ближний Восток, погибая в Северной Африке во время второй экспедиции.

Внутренняя политика Людовика в какой-то мере отражает это благочестие. Издаются торжественные указы против проституции, азартных игр и богохульства. Но он также руководит честной и эффективной администрацией, в которой правосудие и законодательство подчиняются новому учреждению, парламенту, имеющему собственные помещения в королевской резиденции в Париже.

 

Центр средневековой Европы 11-13 вв.

 

Короли Капетингов руководят французской цивилизацией, которая является блестящим источником вдохновения в быстро развивающейся Европе.

Монастыри являются мощной силой в этом развитии, а Франция является родиной самых значительных новых направлений в монашестве. В 11 веке реформы Клюни представляют собой пример, широко скопированный на Западе. В конце XII века на французской земле возникли два самых влиятельных новых ордена: картезианцы в регионе Шартрез и цистерцианцы в Сито.

Касаемо интеллектуальных вопросов, здесь Париж имеет авторитетную репутацию к XII веку, где преподавание ведется в школах при соборе Нотр-Дам и в городских монастырях. В начале века Абеляр использует свои диалектические навыки для стимулирующего и часто противоречивого эффекта как в Нотр-Даме, так и в Сент-Женевьев.

В 1231 году папа Григорий IX лицензирует Сорбонну, парижский университет, как независимое учебное заведение. Вскоре он становится самым известным образовательным центром Европы, привлекая студентов-богословов со всего западного христианского мира. Фома Аквинский преподает там с 1257 года.

Франция имеет такое же лидерство в художественной сфере. Готический стиль архитектуры берет свое начало здесь, сначала в королевской церкви в Сен-Дени, а затем в Шартре. Многие из величайших образцов готических соборов находятся в других французских городах. Новаторские разработки в области скульптуры и витражей являются частью того же всплеска творчества.

Тем временем французская народная литература изобретает и развивает средневековую тему романтики в стихах, таких как chansons de geste, и в лирике трубадуров Прованса.

 

Франция и папство 13-14 века

 

С начала 13 века папство развивает особенно интенсивные отношения с Францией. Примером может служить совместный ответ на ересь катаров, крестовый поход по его искоренению проводится французскими дворянами и французской короной от имени папы.

В середине века Рим поддерживает тесные связи с преданным христианином монархом Людовиком IX, который дважды совершал крестовый поход на восток и был канонизирован через двадцать семь лет после своей смерти. В 1263 году французский папа Урбан IV избирает младшего брата Людовика Карла Анжуйского для управления Неаполитанским и Сицилийским королевством.

К концу века отношения стали еще более напряженными, но испортились. С 1296 года Бонифаций VIII участвует в борьбе с французским Филиппом IV по поводу того, имеет ли король право облагать налогом и наказывать духовенство в своем королевстве без разрешения папы. Эта борьба за светскую власть между церковью и государством в другой форме продлевает прежние споры об инвеститурах.

В 1302 году Филипп заручается поддержкой генеральных сословий в Париже. Затем, утверждая, что при избрании Бонифация были нарушения, он отправляет посланника в Италию с указанием поднять восстание против папы.

Услышав в 1303 году, что Бонифаций собирается издать буллу, отлучающую от церкви своего королевского господина, посланник Филиппа (Гийом де Ногаре) делает смелый шаг. Он собирает небольшой вооруженный отряд и застает Бонифация в месте его рождения, Ананьи. Он арестовывает папу и держит его в заключении два дня.

Бонифаций умирает через месяц в Риме. Престиж папства сильно подорван этим эпизодом, в то время как власть Филиппа IV кажется усиленной. Через несколько лет он даже ухитряется уничтожить великий орден тамплиеров, заставив французского папу Климента V подчиниться его желанию. Климент официально подавляет орден в 1312 году.

На протяжении большей части 14-го века Франция, казалось, держала папство в своем кармане, почти буквально. Климент V является первым из семи французских пап в непрерывной последовательности, охватывающей семьдесят три года, до 1378 года. С 1309 года эти папы базируются не в Риме, а на французской земле, в Авиньоне.

Климент переносит свою штаб-квартиру в Авиньон в 1309 году, чтобы подготовиться к совету, который он созвал в центральной Франции, в Вене, для обсуждения обвинений короля Франции против тамплиеров. Город дружелюбен, так как принадлежит папской протеже — анжуйской династии Неаполя. Когда в 1316 году были предприняты значительные пристройки к епископскому дворцу, становится очевидным, что папская резиденция в Авиньоне будет долгой.

Исторический Журнал
Добавить комментарий