Финикийский дизайн 1100 г. до н.э.

Финикийский флот включал в себя два совершенно разных типа кораблей. Приземистое и толстое парусное судно, закругленное с обоих концов, использовалось для перевозки грузов и пассажиров. Более длинная лодка, также закругленная с кормы, но с острым тараном вместо носа, предназначалась для войны. Это была галера, приводимая в движение веслами, что позволяло развивать высокую скорость и совершать быстрые маневры.
Таран вражеского корабля был основной тактикой морской войны на протяжении финикийского, греческого и римского периодов. Спустя тысячу лет после первого финикийского примера, римские военные корабли имели бронзовый нос под ватерлинией. Сами они были защищены от этого вида атаки металлическими поясами по всему корпусу.
Единственный способ увеличить столь важную скорость финикийского военного корабля — это добавить больше гребцов. В некоторой степени этого можно достичь на более длинном корабле, но наступает момент, когда дополнительная длина приводит к структурной слабости. Решение заключается в использовании гребных рядов. К 700 году до н.э. финикийцы использовали два ряда гребцов, один над другим, в типе судна, известном как бирема. В течение следующих двух столетий был добавлен третий ряд, вероятно, греками, чтобы создать трирему.

Трирема — это судно, использованное в первой войне, исход которой во многом решился благодаря военно-морской мощи — конфликте V века до н.э. между греками и персами. Ко времени Пунических войн галеры стали еще больше.
Первый римский флот 260-255 гг. до н.э.

В ходе первых столкновений Первой Пунической войны римляне захватили карфагенский военный корабль, севший на мель. Это был корабль, появившийся в средиземноморских флотах сравнительно недавно. Будучи квинквиремой с пятью рядами весел (гребцами которых были 300 человек), он был больше и тяжелее трирем, которые являлись стандартными кораблями греческой войны. Поскольку победа на море предполагала таран других кораблей, дополнительные размеры имели важное значение.
Новый римский флот должен был состоять в основном из квинквирем, скопированных с захваченного карфагенского образца. Сенат заказал 100 таких кораблей, а также 20 трирем, и установил поразительный срок постройки — два месяца. Еще более поразительно — заказ, по-видимому, был выполнен.
Несколько опытных сот гребцов были доступны у союзников Рима вдоль побережья Италии, но для гребли на этих судах потребовались более 30 000 человек. Их быстро обучали на суше, на специально построенных для этой цели корабельных каркасах. Тем не менее, навыки рукопашного боя на море, которые должны были оттачивать 120 морских пехотинцев на каждом военном корабле, быстро освоить не удалось.
Вместо этого римляне возлагали свои надежды на устройство, которое уже ненадолго использовалось в греческой морской войне, но без особого успеха. Оно было разработано для того, чтобы предоставить римским солдатам, обученным в легионах, более устойчивую платформу для атаки.
Это устройство представляет собой шарнирный разводной мост, который можно опустить, когда вражеский корабль оказывается у борта. На его нижней стороне находится металлический наконечник, который пробивает палубу судна и удерживает его на месте, пока римские войска штурмуют борт. Смертельный удар этого острого клюва дал устройству его известное среди экипажей название — «ворон». И оно приносило им победы.

Первая такая победа становится для карфагенян настоящим потрясением. У них было преимущество в тридцать кораблей над неопытными римлянами, когда флоты встретились в 260 году до н.э. у Милае (ныне Милаццо), в нескольких милях к западу от Мессины. Но вороны позволили римлянам уничтожить пятьдесят карфагенских кораблей, прежде чем остальные в панике разбежались.
Новая уверенность Рима на море подтолкнула к созданию огромного флота для вторжения в Карфаген. Флот отправился в плавание в 256 году до н.э. Около 250 квинквирем с примерно 30 000 матросов на борту сопровождали более восьмидесяти транспортных кораблей, перевозивших 500 всадников и их лошадей, а также продовольствие для всей армии. Эти силы разгромили карфагенский флот, прежде чем благополучно высадиться в Африке. На суше также были достигнуты первые успехи, но в конечном итоге карфагенские слоны и кавалерия нанесли римлянам тяжелое поражение в 255 году. Спаслись лишь 2000 римлян.
Был отправлен еще один огромный флот из 350 кораблей. Он одержал победу на море над карфагенянами, но на обратном пути шторм разбил римские корабли о скалистое побережье Южной Сицилии. Только восемьдесят кораблей благополучно добрались до дома.
Гребля на протяжении 2000 лет

Основные элементы морской войны оставались практически неизменными на протяжении древних и средних веков. Длинные, узкие корабли, приводимые в движение гребцами, кружили друг вокруг друга, пытаясь либо протаранить противника, либо захватить корабль — взять на абордаж. Такие столкновения продолжались до 1571 года, когда битва при Лепанто стала последним крупным сражением между военными кораблями, приводимыми в движение веслами.
Единственным усовершенствованием в эти века стало знаменитое византийское изобретение. Оно оказалось настолько разрушительным, что и сегодня сохраняет статус ужасающей тайны. Это греческий огонь, впервые использованный в VII веке.
Длинные корабли VII–XI века н.э.

Быстроходная конструкция лодки, приводимой в движение веслами, была разработана в северо-западной Европе, начиная с V века, когда германские племена начали совершать морские набеги. В более поздней форме она наиболее известна как драккар викингов.
Этот тип лодки встречается уже в VII веке в корабельном захоронении Саттон-Ху. Форма корабля из Саттон-Ху известна только по следам его деревянных конструкций в земле, но меньшая лодка подобного типа была найдена в Нидаме в Шлезвиге в 1863 году. Более сложные драккары IX века сохранились в отличном состоянии в двух норвежских корабельных захоронениях, раскопанных в Гокстаде в 1880 году и в Осеберге в 1903 году.
Корабль из Осеберга известен своим великолепным резным декором. Но, вероятно, более типичным примером длинного корабля является Гокстадский, быстроходный и с малой осадкой, подобные тем, которые использовались викингами для их набегов через Северное море и вверх по рекам Британии и Ирландии.
Гокстадский корабль имеет длину 23,7 метров, построен из дубовых досок с клинкерной обшивкой, имеет два высоких заостренных носа, отверстия для шестнадцати весел вдоль каждого борта и приспособления для широкого весла, которое используется в качестве руля с правой стороны кормы. Мачта в центре несет большой прямоугольный парус.
Сцены на гобелене из Байё показывают, что нормандские корабли в XI веке всё ещё были именно такого типа, с добавлением небольшой укреплённой платформы для лучников на каждом конце. Но этот военный корабль — лишь одно из скандинавских морских судов. Пять лодок, обнаруженных в Роскильдском фьорде к северу от Копенгагена (по-видимому, затонувших там в X веке), имеют несколько отличающиеся формы, но относятся к одной и той же категории — двухконечные.
Одна из них, более прочная, чем остальные, имеет более высокие борта и центральный трюм. Возможно, именно на таких кораблях викинги вместе со своими семьями и скотом совершали свои смелые экспедиции в Исландию, Гренландию и даже Северную Америку.
