История возникновения живописи

наскальная живопись

Искусство нашего вида

 

Если неандерталец и создал какую-либо форму искусства, то никаких следов до сих пор не обнаружено. Но с появлением современного человека, или Homo sapiens, начинается история возникновения живописи, человеческий гений в создании образов становится совершенно очевидным.

венера виллендорфскаяВ углублениях пещер люди начинают украшать поверхность скалы важной темой в своей повседневной жизни, бизонами и северными оленями, которые являются добычей охотников Ледникового периода. А скульпторы вырезают переносные изображения еще одного преобладающего интереса человечества – пышных женских форм, подчеркивающих плодородие, от которого зависит выживание племени.

 

Наскальные рисунки 31 000 лет назад

 

Доисторические наскальные рисунки были обнаружены во многих частях света, от Европы и Африки до Австралии. Африка имеет некоторые из самых ранних картин и наскальных гравюр, которые были датированы. Им почти 30 000 лет, они обнаружены в 1969 году в пещере близ Твифельфонтейна в Намибии. Но самые многочисленные и самые сложные доисторические картины находятся на стенах пещер в юго-западной Франции и Северной Испании.

В этом регионе было обнаружено около 150 расписных пещер. Пожалуй, наиболее поразительными из всех являются картины в пещере Шове, найденные совсем недавно, в 1994 году, и считающиеся возрастом до 31 000 лет. Но более известны, пещеры Альтамиры и Ласко.

Стены и потолки этих пещер покрыты картинами, с оттенками красного, коричневого, желтого и черного, созданными из порошкообразных минералов, вероятно, смешанных с кровью животных и жиром. Предметом исследования являются в основном животные погони, зубры, дикий скот, лошади и олени. Многие картины находятся глубоко в пещерах, в темных тайниках.

Художники делают свою работу при свете похожих на блюдца каменных ламп, сжигая животный жир. Угольный фитиль одной из ламп в Ласко был датирован углеродным анализом примерно 17 000 лет назад. Тот же самый процесс датировал объекты, найденные в Альтамире, их возраст около 13 000 лет. Примерно в этот период пещерное искусство в других европейских местах также достигает своего пика.

Почему охотники-собиратели рисуют на стенах пещер изображения крупных животных? Свидетельства существования племенных обществ в более поздние времена убедительно свидетельствуют о том, что их цель не просто декоративна. Религия и магия — это контекст, но никто не знает точного мотива.

Нет недостатка в теориях. Утверждалось, что магия должна помогать охотникам в погоне, или, что она должна увеличивать стада диких животных. А возможно эти образы, находящиеся в самых сокровенных тайниках, должны помочь шаману войти в состояние транса. Спекуляция может быть бесконечной, но привлекательность этого раннего человеческого искусства вечна.

Чатал-ХююкКогда люди впервые образуют оседлые общины, картины снова играют заметную роль в религиозной жизни. Хорошим примером может служить ранненеолитический город Чатал-Хююк, датируемый примерно 6000 годом до нашей эры. Многие из раскопанных домов, по-видимому, являются святынями. Их стены расписаны широким спектром сюжетов, включая сцены охоты, изображение стервятников, сидящих вокруг человеческих трупов, и даже элементарный пейзаж.

Как и во многих ранних обществах, таких как Минойский Крит, бык здесь является священным животным. Бычьи головы и рога агрессивно торчат из стен и алтарей храмовых покоев Чатал-Хююка.