Аюб и Саладин

Саладин в Эль-Караке, Иордания

Нур ад-Дин, Аюб и Саладин 1154–1186 гг. н.э.

Нур ад-Дин Махмуд ибн Зенги
Нур ад-Дин Махмуд ибн Зенги, Халаб 1146-1174 гг. н.э. Wikimedia Commons

Когда в 1154 году Нур ад-Дин прибыл, чтобы осадить Дамаск, жители открыли ворота его армии. Правящая династия была изгнана. Нур ад-Дин назначил Аюба, курдского вождя, правителем города.

Обеспечив Дамаск к северу от Иерусалима, Нур ад-Дин решил окружить королевство крестоносцев, захватив Египет к югу. Он отправил сирийские армии на поддержку правителей Египта из династии Фатимидов, чтобы противостоять нападениям крестоносцев.

Саладин, сын Аюба (губернатора Дамаска), играет видную роль в этих египетских кампаниях. В 1169 году Нур ад-Дин назначает его командующим сирийскими войсками в Египте. В 1171 году Саладин низлагает халифа Фатимидов. Хотя официально он действует от имени Нур ад-Дина, молодой воин, тридцати трех лет, теперь фактически является правителем Египта. Когда Нур ад-Дин умирает три года спустя, он оказывается в выгодном положении, чтобы заявить о себе в более широком контексте.

Со своей базы в Египте, где он основывает династию Аюбидов (названную в честь своего отца Аюба, умершего в 1172 году), Саладин распространяет свою власть на обширную территорию Нур ад-Дина.

Дамаск легко сдаётся ему благодаря связям его отца с городом. Северная Сирия и Ирак некоторое время сохраняют верность семье Нур ад-Дина, но, сочетая силу и дипломатию (уделяя большое внимание теме джихада), Саладин берёт под свой контроль Алеппо в 1183 году и Мосул в 1186 году.

Весь мусульманский мир, окружавший земли крестоносцев, от Египта до Сирии, теперь объединён священным делом. Разобщённость среди франков вскоре даёт как возможность, так и повод для действий.

 

Падение Иерусалимского королевства 1187 г. н. э.

Иерусалимское королевство 1187 года
Иерусалимское королевство 1187 года на основе карты 1889 года. Wikimedia Commons

В 1185 году восьмилетний Балдуин V наследует Иерусалимское королевство. Соперничество во время регентства перерастает в настоящую гражданскую войну, когда ребёнок умирает всего год спустя, в 1186 году. В том же году франкский дворянин нарушает условия перемирия с Саладином и грабит богатый караван, следовавший из Египта в Дамаск. Вместе с караваном, словно для того, чтобы усугубить обиду, идёт сестра Саладина.

В мае 1187 года Саладин переправляется через Иордан в Иерусалимское королевство с армией численностью около 20 000 человек. В июле он встречает христианскую армию примерно такой же численности у двух холмов, Рогов Хаттина, к западу от Галилейского моря.

Франки совершили ошибку, разбив лагерь на плато, где колодцы пересохли. К утру битвы, в июльскую жару, они отчаянно страдали от жажды. Армия Саладина разгромила их. Иерусалимское королевство было открыто для него. Хаттин в 1187 году стал поворотным моментом в истории Крестовых походов.

Следующие два месяца Саладин тратит на укрепление крепостей крестоносцев в Галилее и на побережье. Акко и Газа капитулировали. Яффа и Аскалон осаждены и взяты. Только Тир продолжает сопротивляться. К сентябрю он готов к последнему испытанию. Саладин осаждает Иерусалим. В последний день месяца город сдаётся.

Долголетняя репутация Саладина среди христиан как человека рыцарства и чести основывается, прежде всего, на его обращении с жителями Иерусалима. Контраст с поведением крестоносцев в Иерусалиме восемьдесят восемь лет назад был разительным. Вместо грабежей и резни город был передан в тишине и покое. Святые места почитались. За каждого христианина, желающего обрести свободу, полагался выкуп, но он был невелик. Многие из тех, кто не мог себе этого позволить, были освобождены Саладином, а не проданы в рабство.

До самого конца христианские власти подавали ужасающий пример. Патриарх, выкупив свою свободу за десять динаров, уехал с повозками, полными ценных сокровищ, которые можно было бы использовать для освобождения собратьев-христиан.

 

Египет и Израиль 1956-1973 гг. н.э.

Король Ричард при осаде Акры
Король Ричард при осаде Акры. Wikimedia Commons

Контроль Саладина над Египтом, Дамаском и Алеппо, вместе с его кампанией 1187-1188 годов против Латинского королевства Иерусалима, снова приводит почти всё восточное Средиземноморье под единую власть. Регион останется единым в течение оставшейся части династии Аюбидов Саладина (до 1250 года), затем под следующей династией в Египте (султанов мамлюков) и, наконец, под османским владычеством из Турции.

Единственными исключениями в краткосрочной перспективе являются несколько крепостей, которые франки сохраняют после 1188 года — Тир, Триполи и прибрежная полоса до Антиохии. Этот регион ненадолго расширяется усилиями Ричарда I во время Третьего крестового похода в 1191-1192 годах, но более значительные изменения происходят с падением династии Аюбидов в 1250 году.

Короли Англии и Франции, Ричард I и Филипп II, прибывают морем в Акру в начале лета 1191 года. 12 июля они принимают капитуляцию мусульманского гарнизона, соглашаясь сохранить им жизнь на оговоренных условиях (выплата крупных сумм и освобождение 1500 пленных христиан). В конце месяца король Франции, выполнив эту символическую задачу, отправляется домой во Францию. В августе Ричард, недовольный тем, что Саладин до сих пор не смог выполнить мусульманскую часть сделки, приказывает убить 2700 человек из захваченного гарнизона.

Затем он отправляется в завоевательный поход – цель, в конце концов, его крестового похода.

В течение следующих двенадцати месяцев Ричард и Саладин испытывают друг друга на прочность военными и дипломатическими методами. Ричард побеждает в большинстве столкновений, часто проявляя выдающееся личное мужество. Но его сил слишком мало, чтобы удержать большую часть Палестины или, что является главной целью, взять Иерусалим. Время и дипломатическое преимущество на стороне Саладина.

В конце концов, в 1192 году, заключается перемирие. Франки сохраняют за собой полосу вдоль побережья от Акры до Яффы, а христианские паломники могут свободно посещать все святые места Палестины. Добившись этого, Ричард отправляется в долгое и полные опасности путешествие.

Исторический Журнал
Добавить комментарий